Чтобы блокировать на постоянной основе «подставные» московские номера нужны изменения в законе «О связи»
Сегодня свое первое заседание провела межфракционная группа Госдумы по кибербезопасности. Председательствовавший на заседании глава комитета по информполитике Александр Хинштейн объяснил необходимость создания группы не только масштабом проблем, связанных с правонарушениями в сфере информационных технологий, но и взрывным ростом числа таких правонарушений: в прошлом году они составили четверть всех зарегистрированных преступлений, показав двукратный рост по сравнению с 2019-м годом.
Формально первое заседание группы было установочным. Его участникам, представляющим министерства и ведомства – от МВД и Генпрокуратуры до Минцифры и ЦБ, а также негосударственные структуры – от Сбербанка до компаний специализирующихся на инфобезопасности, было предложено представить свои предложения по изменениям законодательства, которые могли бы помочь в решении проблем.
Реально же в ходе обсуждения выяснилось, что ряд ведомств не вполне разобрались, зачем нужна какая-то новая экспертная площадка, ведь вроде бы все необходимые проработки ведет Минцифры. В результате думская сторона вынуждена была объяснять, что парламентская группа нужна для ускорения работы с необходимыми законопроектами, некоторые из которых лежат без движения уже лет пять-шесть, что, учитывая криминогенную ситуацию, терпеть больше нельзя.
Представленные ведомствами инициативы касались в основном трех тем: усиления ответственности за кражу данных (нарушения банковской тайны), ускорения процедуры закрытия фишинговых сайтов и противодействия мошенничеству, основанному на подмене телефонных номеров.
Вопрос об усилении ответственности для тех, кто допускает утечки данных о клиентах банков, особых разногласий не вызвал. А с ускорением процедуры закрытия фишинговых сайтов сразу по их обнаружении, как выяснилось, есть некоторые сложности. Одна из главных проблем вовсе не в том, чтобы быстро найти вредоносный сайт, а в процедуре «закрытия», которую, по мнению думской стороны, сократить до одного часа нереально. Не нарушая принципы права, можно задействовать схему с жалобой в ЦБ, который в свою очередь будет выходить на Генпрокуратуру, но на это может уйти до суток.
Сейчас же, как рассказал представитель банка, фишинговый сайт можно закрыть только обратившись в неправительственную организацию, ведающую доменными именами. И если такая отечественная организация всегда оперативно идет навстречу, то когда речь идет о сайте иностранного происхождения, соответствующая международная структура может просто оставить российский запрос без внимания.
С мошенническими звонками, по подсчетам специалистов Сбера, ситуация почти катастрофическая: едва ли не каждый 10-й звонок, поступающий к абонентам, может быть связан с мошенническими схемами. Но если с привлечением к ответу отечественных операторов связи ситуация разрешаема (уже готов один из необходимых законопроектов), то со звонками из-за рубежа, с подставных «московских», например, номеров все не просто. Как сообщил представитель Минцифры, в ходе эксперимента, проведенного по просьбе пяти российских операторов, блокировались все звонки с подставных номеров. И выяснилось, что основная их масса поступает с 5-6 зарубежных «направлений», на которых в весьма короткий период было блокировано несколько десятков миллионов вызовов. Но чтобы такая блокировка была возможна на постоянной основе, необходимо внести изменения в закон о связи.
Сегодня же стало известно, что в Госдуму внесён законопроект о внесудебной блокировке сайтов, через которые осуществляются переводы в кассы незаконных онлайн-казино и лотерей. Решение о блокировке будет принимать ФНС. Законопроект также предполагает включение организаторов незаконных тотализаторов в перечень лиц, в адрес которых переводы денег будут запрещены.
Андрей Степанов
По материалам: “Московский комсомолец”