А жители Пензы сравнили зарплаты с изъятыми у него богатствами
Суд отправил под стражу главу Пензенской области Ивана Белозерцева, которому вменяется получение взятки от главы фармацевтической группы «Биотэк» Бориса Шпигеля. Губернатору региона грозит до 15 лет лишения свободы. Мы узнали, почему однопартийцы Белозерцева по “ЕР” защищают коллегу, каким образом губернатор набрал 78 процентов на выборах, и кого огорчил его арест.
Пензенское отделение партии «Единая Россия» дистанцировалось от ареста губернатора. Новостная лента сайта за 22 марта выглядит так: депутаты «откликнулись на просьбу областного госпиталя ветеранов войны», «обсудили вопрос о работе общественного транспорта», «оказали помощь в открытии аптеки на улице Бийского», «поддержали проект «ЭКОточка», «поблагодарили пензенцев за помощь ребенку с инвалидностью».
Парламентарии рассказали про соревнования спортивных семей в Ленинском районе и про то, как «пензенские молодогвардейцы присоединились к празднованию воссоединения Крыма с Россией». О задержании Ивана Белозерцева – ни слова.
Сотрудница пресс-службы «Единой России» (членство губернатора в партии сейчас приостановлено) на наши просьбы прокомментировать ситуацию, никак не могла подобрать нужный ответ.
– Ваша партия могли бы прокомментировать арест губернатора?
– Ничего пока не можем комментировать.
– В партии наверняка есть люди, которые дружат с Белозерцевым, им есть что рассказать.
– Никто не готов говорить. Во всяком случае пока.
– Почему?
– Потому что ничего не известно до конца.
– Глава вашего штаба не хочет защитить коллегу?
– Ни один человек из «Единой России» не готов говорить. Надо разобраться.
– Белозерцева уже исключили из партии?
– Всего доброго.
И все-таки среди однопартийцев Белозерцева нашлись те, кто согласился поговорить с «МК». Ольга Изранова, депутат пензенской городской думы, член партии «Единая Россия».
– Я не отношусь к ближнему кругу знакомых Ивана Александровича. У нас были официальные взаимоотношения. Но я готова сказать, что у меня сложились хорошие впечатление об этом человеке. Меня в нем ничего не смущало. Только положительные моменты я бы отметила. Негатива не припомню, – начала разговор собеседница.
– Говорят, что были предпосылки к его аресту?
– Это все из области разговоров, из разряда сплетен. Думаю, никто ни о чем не знал. В том числе и Белозерцев.
– Члены вашей партии замечали, что губернатор жил на широкую ногу?
– Это как раз самое странное. Все знают, что дом губернатора находится на улице Лазо — не самый привилегированный район города. Он давно живет в бюджетном коттедже, а не во дворце. Забор у него тоже бюджетный. Нет вещей, которые бы выдавали в нем какие-то замашки человека с роскошью. Поэтому и не складывается картинка с миллионами.
– Вы были у него в гостях?
– Нет, мы не несколько близки. Но, когда я открывала свой завод, приглашала его, как губернатора, к себе. Он спрашивал, что нужно малому бизнесу для развития.
– Бориса Шпигеля вы знали?
– Конечно, фамилия известная. Прежде всего, потому что он бывший тесть Баскова. Но я лично не знакома с этим человеком. Насколько знаю, в Пензе он не жил.
Еще один член «Единой России» согласился поговорить на условиях анонимности.
– Белозерцеву все пеняют на бордюры, но в этом не его вина, – защищает коллегу собеседник. – В городе функционировала программа «Качественные дороги». Существовали ГОСТы по бордюрам. Поэтому приходилось перекладывать старые бордюры на новые, потому что предыдущие не соответствовали ГОСТу. Их надо было менять, чтобы выдавали деньги на программу. Еще пишут, что Белозерцеву принадлежит бордюрный завод. Это не так. Завод принадлежит одному из депутатов городской думы. А к самому Белозерцеву я хорошо отношусь, он скромный и добрый человек. Когда пошли новости про деньги, взятки и прочее, члены «Единой России» были шокированы. Многие пребывают в апатии.
– Не верите, что губернатор взяточник?
– Возможно, его пытаются очернить. Он ведь одевался скромно, вел простой образ жизни, не скажешь, что миллионами ворочал. Удивила история с его «Мерседесом». Говорят, это взятка. Но он же пользовался этим автомобилем, когда приезжал в Москву. Мы думали, что машина от представительства Пензенской области, на ней многие наши земляки ездили, когда приезжали в город в командировки.
– Ну если от машины можно откреститься, то что делать с 500 миллионами, которые нашли у него дома?
– Ходят слухи, что эти деньги собрали неместные предприниматели на разные проекты. А вообще, эксперты считают, что тут дело не в Белозерцеве, просто через него вышли на Шпигеля. Основной удар по Шпигелю думали нанести, а не по губернатору. В Пензе говорят, начался передел фармацевтического рынка. Во время коронавируса Шпигель много заработал, возможно, это кому-то не понравилось. А Белозерцев – хороший губернатор, много сделал для региона, во всяком случае старался.
– Его сыновей знали в городе?
– Младшего не особо знали, репутация у него не очень, любил погулять, об этом часто писали. Больше знают старшего. Он гораздо серьезней.
– Белозерцева из партии исключили?
– Его членство приостановили. Но скорее всего, исключат. С нами это не обсуждалось. Как я понимаю, решение принимается в Москве.
– Белозерцев к вам в офис заходил?
– Нет. Мои коллеги все больше к нему сами ходили…
Защищает Ивана Белозерцева и адвокат Алексей Шуварин, депутат городской думы от «Единой России». На вопрос, какой человек его подзащитный, ответил емко: «Замечательный человек».
«Губернатора спасла пандемия»
22 марта СК по Пензенской области сообщил о фальсификациях на пензенских выборах в сентябре 2020 года. Следствие предъявило обвинение бывшему председателю УИК, которая «собственноручно внесла в 1324 неиспользованных избирательных бюллетеня заведомо ложные сведения, поставила отметку за одного из кандидатов на выборах и поместила их в стационарный ящик для голосования». При этом председатель УИК знала, что в выборах в действительности приняли участие всего 204 человека, утверждает следствие. Женщине грозит до 4 лет лишения свободы.
Напомним, Иван Белозерцев одержал безоговорочную победу на выборах руководителя субъекта федерации, получив в свою поддержку абсолютное большинство голосов избирателей – 78 процентов.
Депутат городской думы Андрей Жданников рассказал, чем запомнились те выборы.
– То, что на выборах были фальсификации, многие знали. В Бессоновке в одной из школ происходили откровенные вбросы. Опубликовано видео, где во время фальсификации закрыли ширмой камеры, но осталась щель, через которую было видно, как закидывали бюллетени. И вот только сейчас официально объявили о возбуждении дела.
Кстати, таких странных избирательных участков на тех выборах оказалось много. Я лично ездил в область, по многим городам и селам в качестве наблюдателя. Для сельских жителей оказалось в диковинку, что мы к ним доехали.
Мы объясняли людям на местах, что так нельзя проводить выборы, книги избирателей должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны – ничего этого мы не заметили.
На дом в селах выходили голосовать без реестров. То есть списки избирателей писали на листочках и шли по домам, по дворам с бюллетенями. Помню, мы приехали на один участок, а там сидят люди и заполняют на избирателей заявления. В итоге в первые два дня массово проголосовали, как надо.
– Что депутаты говорят про Белозерцева?
– Как о человеке, о нем довольно лестно отзываются, а вот политическую его деятельность оценивают, скорее, негативно. Во всяком случае, ничего хорошего я о нем не слышал. Для меня не стал неожиданностью его арест.
Весной прошлого года ходили разговоры, что Путин вряд ли одобрит на второй срок кандидатуру Белозерцева. Никто не думал, что он станет баллотироваться. Но губернатора спасла пандемия. Не до него всем стало, не до поиска новой кандидатуры. Под шумок он снова оказался на высоком посту.
– Бориса Шпигеля в городе знали?
– Лично я первый раз услышал о нем после скандала.
– У Белозерцева оказалось много квартир, машин, в доме нашли коллекцию часов, другие ценные вещи – вы знали о его тяге к роскоши?
– Про машины, квартиры, ценные вещи я ранее никогда не слышал.
– Внешне не скажешь, что он жил на широкую ногу, как московские чиновники?
– Про Москву можете и не говорить. Даже глупо сравнивать.
– Белозерцев – нищеброд по сравнению с ними?
– Все, кто живет за МКАДом – нищие. Я 12 лет работал в Москве, у вас все иначе устроено.
– В Пензе как люди живут?
– В Пензе все печально. Если взять бабушек, их пенсий хватает на квартплату и немножко денежек остается на продукты. Моя матушка получает 12 тысяч, отец — 13 тысяч с небольшим. А ведь люди проработали всю жизнь. Дети войны получают пенсию около 20 тысяч, ветераны побольше. Недавно с одним мужчиной беседовал, он жаловался: «У меня сосед всю жизнь отсидел на зоне, а я на заводе всю жизнь отпахал. И пенсия у нас одинаковая».
– Какая средняя зарплата по Пензе?
– Официально 38 тысяч рублей. На самом деле таких зарплат тут нет. Я сам многодетный отец, часто общаюсь с сотрудниками детских садов и школ. Моя знакомая, воспитательница детского сада первой категории, получает зарплату 19 тысяч. Если выше должность, доплачивают еще 3 тысячи. Но 38 тысяч никак не выходит. Так что реальная средняя зарплата по региону – 18-20 тысяч. При этом у нас самый дорогой квадратный метр по сравнению с соседними регионами.
11 марта на заседании пензенской гордумы Андрей Жданников рассказал, что классные руководители одной из пензенских школ заявили родителям учеников о необходимости купить портреты чиновников, чтобы повесить их в классах. История получила широкую огласку. Белозерцев отреагировал на скандал, поручил министру образования области провести служебную проверку и наказать виновных.
– Неделя прошла после того скандала, и случилось задержание Белозерцева, – продолжает депутат. – Сейчас многие шутят, мол, из-за тебя все произошло. Чем закончилась та история? Вроде решили портреты на принтере распечатать, чтобы не покупать.
– Портреты, наверное, уже сняли?
– Одного-то, наверное, оставили, а второго, скорее всего, убрали.
– Виновного наказали?
– В таких случаях у нас сразу находят крайнего. Им оказался молодой человек, преподаватель. Родители учеников просили не трогать его, жаловались, что затравили его со всех сторон.
– Так это его инициатива была повесить портреты?
– Сомневаюсь. Инициатива обычно сверху исходит.
– Как обстоят дела с медициной в регионе?
– Не очень хорошо. После оптимизации многие районные больницы закрылись. У меня брат двоюродный умер от воспаления легких. В городе нет врачей узкой специализации, например, неврологов, приходится в частные клиники обращаться. В государственных клиниках очередь на 3-4 месяца вперед. С лекарствами тоже сложно. Ко мне часто обращаются жители Пензы, многие не могут получить бесплатные препараты.
«Не хотим перемен»
А вот кто огорчен из-за ареста Ивана Белозерцева, так это жители села Старое Славкино, которые 12 декабря 2020 года во время прямой линии обратились к пензенскому губернатору с просьбой построить новый ФАП. Глава региона отреагировал: «В следующем году построим у вас новый фельдшерский пункт, я приеду на открытие».
Мы связались с жителями села.
– Что теперь будет, неизвестно, как бы мы без ФАПа не остались. Старое здание изношено на 80 процентов, холод там страшный, помещение не отапливается, экспертная комиссия вынесла заключение, что ремонту ФАП не подлежит, надо сносить, – рассказывает одна из сельчанок. – Строительство нового пункта было запланировано на лето.
– Как же врачи работают в холоде?
– Врачей там нет. Работает фельдшер, медсестра и техничка. Ну а куда им деваться? Обогреватели ставят. Пенсионеров же надо обслуживать. У нас население порядка тысячи человек. Мы года четыре просили депутатов построить новый ФАП. И вот только Белозерцев согласился. Надеемся, теперь о нашей просьбе не забудут. Белозерцева нет, но правительство же никуда не делось.
– Как живут люди на селе?
– Выживаем. Работы нет, молодежь уезжает в Москву. Остальные ведут подсобное хозяйство. В селе есть школа, почта, клуб. Так-то условия неплохие. ФАП построят, вообще заживем.
– Как к Белозерцеву селяне относятся?
– Никак. Ровно. Что с ним, что без него. Придет другой, не думаю, что что-то поменяется.
– Люди обсуждают его арест?
– Да, все в шоке. Обидно, неприятно, некрасиво на всю Россию так прогреметь.
– Голосовали за него на селе?
– Голосовали, куда же мы денемся.
– Почему за него?
– У нас на селе агитации не проводят, мы спокойно живем, политикой не интересуемся. Поймите, тут осталось старое поколение, которое не хочет перемен.
«Ни рыба ни мясо»
На официальном портале правительства пензенской области до сих пор губернатором значится Иван Белозерцев. На сайте размещено его приветственное слово, биография, интервью. Но подчиненные чиновника отказываются общаться с журналистами. Всех отправляют в пресс-службу.
Соцсети чиновника тоже пока живут. Подписчики оставляют комментарии. Мы обратили внимание на сообщение одной женщины, которая жаловалась на проблемы медицины в регионе. Связались с ней.
– С медициной дела обстоят плохо. Кардиоцентр в Пензе построили, но по факту, как мне кажется, просто отмыли деньги. Пензякам сложно попасть на прием. Нас отсылают домой, выписывают таблетки от гипертонии. Так у меня умер папа в 2019 году. Сейчас свекровь по такому же сценарию. Остаётся только ждать сколько суждено прожить, – рассказывает собеседница.
– Какие еще проблемы в Пензе?
– Дороги за зиму не чистили. Всё покрылось льдом. Летом в городе не косили траву. Я лично обращалась по этому поводу на сайт к губернатору. На Новый год город не украшался, как и на 9 Мая. Цены в аптеках выросли. Стоимость продуктов повысилась.
– Что люди говорят по поводу задержания Белозерцева?
– Люди не особо удивляются. Не знаю, кто за него голосовал, многие удивились, что он был переизбран. Про Белозерцева говорят – «ни рыба ни мясо». При нем ничего не изменилось. Разве что дома для переселенцев построили, которые разваливаются. Да бордюры поменял. А зарплата у населения как была 15-20 тысяч, так и осталась.
22 марта, в день ареста Ивана Белозерцева к зданию правительства Пензенской области с одиночным пикетов в поддержку губернатора вышел мужчина с флагом Российской Федерации. Полиции пояснил, что не верит в обвинения, предъявленные Белозерцеву. У пикетчика проверили документы. Задерживать его не стали. Ушли. Мужчина продолжил размахивать флагом. Народ к нему не присоединился.
Рина Боброва
По материалам: “Московский комсомолец”