Я не знал своих дедов по отцовской и материнской линии – оба погибли в начале Великой Отечественной.
А сорок шесть лет назад умер отец – доконали его фронтовые раны. Но осталось о нем крепкая память и в семье, и у односельчан.
Помнят его люди скромным человеком, так как ордена и медали он надевал лишь по большим праздникам. Вслед за двумя орденами Славы выстраивались медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Будапешта»…
О каждом из боев отец мог говорить часами. Он волновался, непрерывно курил, вспоминал тяжелые схватки и убитых товарищей, а я, приоткрыв рот и до боли вцепившись пальцами в стул, видел, как именно мой отец врывается в город-крепость
Кенигсберг, как его миномет накрывает цепи гитлеровцев у озера Балатон…
Отец нечасто надевал боевые награды. Но когда это случалось, то не было для меня большего счастья, чем пройти рядом с ним по деревне Романка, что в Ивановской области, и ловить восхищенные взгляды сверстников.
Быстротечен бег времени. О героях Великой Отечественной войны (а годовщина ее начала прошла совсем недавно) все реже говорят на торжественных вечерах и даже в семейной обстановке. О наградах при этом почти не вспоминают. Да, бойцы сражались не ради них. Но чтобы юность всегда помнила, кому она обязана жизнью и чьи подвиги брать в пример, – фронтовики, наденьте ордена!
Юрий КИРИЛЛОВ|
полковник в отставке