Минпромторг разработал программу поддержки спроса на российскую электронику в автопроме. Планируется, что субсидиями смогут воспользоваться как автопроизводители, так и разработчики автоэлектроники
Минпромторг разработал модель государственной поддержки внедрения российской электроники в отечественном автопроме. Поддержку планируется обеспечить субсидиями как для автопроизводителей, так и для отечественных разработчиков автоэлектроники, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на модельную программу, которую министерство разослало участникам отрасли. При этом для автоконцернов предусматривается до 4 млрд рублей субсидии на один проект в год, а для разработчиков – до 1,5 млрд рублей.
Моделью господдержки предусматривается две новые субсидии: автопроизводителям с компенсацией до 50% затрат на закупку и внедрение российской электроники и производителям — до 90% затрат на НИОКР при создании модулей и электронной компонентной базы. Автоконцерны смогут за счет увеличения локализации получить более высокие выплаты в качестве компенсации утилизационного сбора (выплачиваются участникам специальных инвестиционных контрактов). В ГАЗе отметили, что связывают развитие модельного ряда с переходом на цифровую платформу «с большим набором автоматизированных систем, повышающих безопасность и эффективность транспорта». В компании назвали это этап развития емким с точки зрения инвестиций, а его поддержку — актуальной. говорят в ГАЗе. «Благодаря инициативе департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга она опережает другие сферы автокомпонентной отрасли, которые пока остались не затронутыми такой поддержкой», — сказали в автоконцерне. В Nissan поддержали «нужную» идею. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» назвал дополнительные издержки изменений под отдельный рынок при устоявшихся цепочках поставок, а также репутационные риски из-за качества продукции и интеграции главными барьерами для импортозамещения в автоэлектронике.
Размер компенсации напрямую зависит от утильсбора, а он зависит от объема двигателя для сегмента легковых автомобилей. Средний размер субсидии на одну машину — 100 000 рублей. При локализации блока управления двигателем, к примеру, к этой выплате добавится 2 200 рублей. За счет субсидии на компенсацию затрат на внедрение автоконцерны смогут сократить издержки еще на 300 рублей на машину. Чтобы получить эту субсидию, автопроизводителям придется взять на себя обязательство за пять лет довести уровень использования до 70% в конечной продукции и до 90% при оказании услуг потребителям. На один проект внедрения ежегодно планируется выделять 4 млрд рублей субсидиарной поддержки, но бюджет программы еще не сформирован, отметили в Минпромторге. В материалах Минпромторга отмечается, что субсидия для разработчиков электроники снизит цену на отечественные изделия на 5-10%, то есть экономия для автопроизводителя составит 300 рублей на каждый блок. Суммарно при переходе на отечественный блок размер экономии составит 3000 рублей на единицу продукции. Производители электроники для получения субсидии должны дать обязательства по новым технологичным рабочим местам, результатам интеллектуальной деятельности, экспорту. Размер субсидии для «электронщиков» — 1,5 млрд рублей на проект. В 2021 году на эти цели предусмотрено 3 млрд рублей, сообщили в министерстве.
В программе, разработанной Минпромторгом, идет речь о переходе на отечественные электронные блоки активной и пассивной безопасности, блоки управления двигателем, коробкой передач, приводом, тормозной системой, системы ADAS и помощи водителю и об иной телематике, в том числе модулях ГЛОНАСС. Собеседники газеты в автопроме отметили, что процесс замены, например, блока управления двигателей длительный и сложный. Основные затраты при локализации приходятся на валидацию, внутренние испытания, калибровку, а после на новую сертификацию машины, так как меняется один из ее ключевых элементов. По данным исполнительного директора «Консорциума предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрия Корначева, в 2020 году доля российских производителей электроники для российском авторынке составила 7,2%. Без принятия предлагаемых мер развитие российской автоэлектроники будет практически невозможным, отметил он.
Сергей Мингазов
По материалам: “Forbes”