В Москве хотят запустить «гаражную реновацию»
В столице предложили запустить «гаражную реновацию». Суть идеи в том, чтобы дать людям выбор: получить вместо снесенных старых гаражей машино-место в специально построенных многоуровневых паркингах либо компенсацию в 150–350 тыс. рублей. Сейчас граждане могут получить только деньги. Соответствующую инициативу мэру Москвы Сергею Собянину направили Общественная плата РФ и НП «ЖКХ Контроль». Общественники предложили запустить пилотный проект в столице, а в случае успеха распространить практику на другие крупные города. Инициативу объяснили нехваткой парковочных мест во дворах и нарастанием социального напряжения — общественники получают множество жалоб от граждан.
Нехватка мест
В комиссию по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ регулярно обращаются жители Москвы насчет парковки личного транспорта. Ситуация приобретает критический характер, сказано в письме председателя комиссии, исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой в адрес мэра столицы Сергея Собянина. С копией документа ознакомились «Известия».
Недостаток парковочных мест во дворах приводит к конфликтам между соседями, автомобили мешают уборке дворов, проезду спецтехники, в том числе скорой помощи, сказано в письме. Особенно остро проблема проявляется в районах строительства новых транспортных магистралей: там сносят гаражные кооперативы, подчеркнуто в обращении к мэру.
В Москве действительно наблюдается колоссальная нехватка парковочных мест, согласен президент ГК «Основа» Александр Ручьев. Новостройки возводятся с паркингами, но машино-места в большом количестве нужны и жителям старых районов, отметил он.
— На уровне закона нет обязательных норм обеспечения городских территорий машино-местами и другой инфраструктурой. Их создание — добрая воля застройщиков по договоренности с властями, — сказала «Известиям» Светлана Разворотнева.
Общественники предложили запустить в столице «гаражную реновацию», которая позволит на основе государственно-частного партнерства обеспечить граждан доступными парковочными местами. В частности, инициатива предполагает дать людям выбор — получить вместо снесенных старых гаражей машино-место в специально построенных многоуровневых паркингах либо компенсацию в 150–350 тыс. рублей, как сейчас. По похожим расценкам также предлагается продавать места всем желающим, сказала Светлана Разворотнева.
— Пилотную программу нужно запустить в Москве, в случае ее успеха распространить на другие крупные города, — добавила она.
Инициатива относится к темам, чувствительным для общества, сказали «Известиям» в Минстрое. Поэтому для оценки возможности ее внедрения требуется тщательный анализ вопроса с привлечением общественности и профессионального сообщества, сказали в министерстве. В случае запуска инициативы в пилотном режиме в одном из регионов, его результаты также потребуют дополнительного изучения и анализа для определения возможности масштабирования проекта в других субъектах, считают в ведомстве.
Также на федеральном уровне должны быть обязательными нормы развития территорий с четкими требованиями по обеспечению жилых домов инфраструктурой (стоянки, дороги, объекты социальной инфраструктуры), отметила Светлана Разворотнева.
«Известия» направили запрос в мэрию Москвы и Росреестр.
За чей счет
Гаражи в Москве и других городах зачастую сносят, поскольку земля принадлежит местным властям, сказал управляющий партнер юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Объекты мешают строить новые дороги, ж/д линии, метро, новые дома, отметил он.
Часто гаражные кооперативы — это закрытые для перемещения пространства, внутри которых не соблюдаются нормы пожарной и экологической безопасности, сказал партнер бюро Syntaxis Александр Стариков. В больших городах практически не осталось места под новую застройку, а такое использование земли нерационально, добавил управляющий партнер «ВекторСтройФинанса» Андрей Колочинский. Сносить старые гаражные комплексы однозначно нужно, считает он.
Однако компенсация за снесенные гаражи гражданам выплачивается, как правило, ниже их рыночной стоимости: оценивается только цена самой постройки, без учета земли под ней, сказал Юрий Федюкин. В Москве, например, металлический гараж с рыночной стоимостью в 600–700 тыс. рублей оценивается в 200–220 тыс. рублей, отметил он.
Инициатива может быть реализована, если город согласится дополнительно поддержать застройщиков в виде льгот или субсидий, с помощью которых можно будет компенсировать разницу в цене, полагает Александр Стариков.
Но градостроительная задача состоит не в том, чтобы появилось еще больше машин, а в создании условий, чтобы люди чаще пользовались общественным транспортом, уверена руководитель комиссии по жилищной политике общественного совета Минстроя, президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.
— Нужно решать первостепенные задачи: строить жилье очередникам, расселять аварийное жилье. Городу нужны свободные от машин пространства, парки. Это важно, а не новые гаражи за дешево, — считает Надежда Косарева.
Жители столицы не могут полностью отказаться от личного транспорта, поскольку многие из них регулярно выезжают на дачи, добавила Светлана Разворотнева.
Компенсация 150–200 тыс. рублей за снесенный гараж не может решить проблему с парковкой в таком мегаполисе, как Москва, отметила гендиректор Q1 Group Екатерина Ньюман.
Предоставлять взамен снесенного гаража машино-место, а не деньги, — справедливее с точки зрения равноценного возмещения имущественных прав, указал эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
Мария Перевощикова
По материалам: “Известия”