Китайская экономика показала рекордный рост в первом квартале текущего года — 18,3%. Однако его темпы могут снизиться к концу года вместе с экспортным спросом и инвестициями в недвижимость
Более половины экономического роста Китая обеспечивает внутреннее потребление, но с ростом трат со стороны потребителей могут возникнуть проблемы, отмечают экономисты.
Темпы роста ВВП Китая в первом квартале 2021 года достигли беспрецедентных 18,3%, сообщило государственное статистическое управление Китая. В аналогичном периоде прошлого года экономика страны упала на 6,8%. В последнем квартал 2020 года этот показатель составил 6,5%, что соответствовало аналогичному периоду 2018 года. Смогут ли малые предприятия и китайские потребители в полной мере ощутить этот рост, задается вопросом The New York Times.
Глобальный спрос на компьютеры и видеоплееры, которые производит Китай, стремительно растет по мере того, как люди работают из дома. Этот спрос сохраняется, поскольку американцы с помощью стимулирующих чеков стремятся тратить деньги на мебель, электронику и другие товары, произведенные на китайских фабриках. Но экспорт и инвестиции в недвижимость могли обеспечить рост Китая только до нынешнего момента, теперь Китаю придется заставить своих потребителей вернуться к уровню расходов до пандемии. По прогнозам экономистов, что спрос на китайский экспорт ослабнет в конце года. Китайские власти перешли к сдерживанию перегрева на рынке недвижимости и в корпоративном секторе, где некоторые компании заимствовали сверх своих средств.
Многие экономисты ищут признаки более широкого восстановления экономики, которое в меньшей степени зависит от экспорта и правительства, а в большей — от китайских потребителей, отмечает NYT. Потребители еще не готовы к тратам, а власти быстро вводят новые блокировки в случае угрозы эпидемии, нанося ущерб малому бизнесу и его клиентам. В феврале власти отменили планы поездок миллионов трудовых мигрантов домой, на лунный Новый год, самый большой праздник в Китае. «Стратегия Китая по борьбе с COVID состояла в том, чтобы сокрушить его, когда он снова появится, но, похоже, существует много добровольного социального дистанцирования, и это влияет на услуги», — сказал главный экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону S&P Global Шон Роуч. По его словам, это сдерживает нормализацию.
Семьи продолжают экономить за счет сокращения расходов больше, чем до пандемии, отмечает Луис Куйс, который исследует азиатскую экономику в Оксфордской экономической школе. Куйс рассматривает сбережения домашних хозяйств как показатель того, готовы ли китайские потребители начать тратиться после нескольких месяцев пребывания дома. «Все больше людей, похоже, не идут до конца с точки зрения расходов. Все еще существуют затяжные опасения по поводу COVID, но, возможно, есть также озабоченность по поводу общей экономической ситуации», — отметил он. Многие китайские семьи взяли на себя больше долгов в прошлом году, чтобы купить недвижимость и покрыть свои расходы во время пандемии. Китай в значительной степени лишен системы социальной защиты, которую предоставляют многие богатые страны, и некоторым семьям приходится вкладывать сбережения в расходы на медицину и здравоохранение.
В отличие от большинства развитых стран Китай не субсидирует своих потребителей. Вместо того чтобы делать прямые стимулирующие выплаты, чтобы дать толчок экономике в прошлом году, Китай приказал государственным банкам кредитовать бизнес и предложил налоговые скидки. По данным китайского Госстата, розничные продажи потребительских товаров выросли в первом квартале на 33,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: в сельской местности на 29,4%, в городах – на 34,6%. Продажи товаров онлайн увеличились на 29,9%. При этом в последние годы потребительский рынок Китая демонстрировал снижение темпов роста розничных продаж: в 2018 году они выросли на 9%, в 2019-м — на 8%, а в 2020-м — на 3,9%. За счет внутреннего потребления обеспечивается более половины экономического роста Китая.
Сергей Мингазов
По материалам: “Forbes”