Главная / Общество / Дорогу осилит платящий

Дорогу осилит платящий

Таксопарки грозят массово перейти в серую зону

Количество нелегальных такси в России кратно вырастет в случае повышения тарифов ОСАГО для бизнеса, предупредили в отрасли. О таких рисках сказано в письме Общественного совета по развитию такси в Центробанк (копия документа есть у «Известий»). Бизнес обеспокоен возможным повышением тарифов ОСАГО для такси на 60%, на котором на одном из последних совещаний с регулятором настаивали страховщики. Они поясняют: машины для частного извоза в разы чаще попадают в ДТП, и математически стоимость полиса должна увеличиться в четыре раза. В ЦБ заверили, что пока не обсуждают изменение тарифов.

Расцвет нелегалов

Общественный совет по развитию такси выразил обеспокоенность возможным ростом стоимости ОСАГО для такси. По данным организации, ранее страховые компании обсуждали возможность пересмотра тарифов совместно с ЦБ и Минфином, и страховщики настаивали на их увеличении минимум на 60% для такси. В письме в ЦБ от 16 апреля совет предостерег: повышение стоимости полисов может обернуться массовым переходом перевозчиков в серую зону. С копией документа ознакомились «Известия».

— В случае увеличения тарифа полис ОСАГО для такси станет недоступным не только для столичных таксопарков, но и для подавляющего большинства региональных. Начнется массовый отток таксомоторных перевозчиков в нелегальный бизнес, — сказано в письме совета.

такси

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Сейчас цена полиса ОСАГО для автомобиля такси составляет около 43 тыс. рублей в Москве, отметила председатель совета Ирина Зарипова. Стоимость страхования машины такси не должна составлять 100 тыс. рублей в столице и 70 тыс. рублей в регионах, отметили в организации.

ЦБ получил письмо совета и изучает его, сказали «Известиям» в пресс-службе регулятора. Там добавили, что в Банк России пока не поступала инициатива о повышении страховых тарифов для такси на 60%. В ЦБ напомнили, что тарифы последний раз повышали в сентябре прошлого года, и по действующему законодательству их пересмотр не может происходить чаще, чем раз в году. Пока регулятор не приступил к анализу убыточности для изменения тарифного коридора. В то же время ЦБ признает, что частота аварий в сегменте такси выше, чем у легковых автомобилей физических лиц (не такси).

В Минфине вопрос повышения тарифов не обсуждался, их установление — это обязанность ЦБ, сказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Тариф «Аварийный»

Страховые компании считают обоснованным повышение тарифа ОСАГО для такси. Такие автомобили чаще попадают в ДТП из-за того, что больше времени проводят на дороге. Например, в прошлом году аварийность такси составила в среднем 34%, а остального автопарка — 4,4%, сообщил «Известиям» руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Это вынуждает страховщиков увеличивать тарифы на ОСАГО для такси, сказал он. По словам Виталия Княгиничева, математически тариф нужно повышать в четыре раза. Он добавил, что также за последний год средняя выплата страховой компании по ОСАГО выросла на 6,9%, «но касательно такси дело не в стоимости ремонта, а в аварийности».

Сходные данные предоставили и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Там отметили необходимость совершенствовать подготовку водителей такси — только за последний год количество смертей в результате аварий с их участием выросло на 20% по сравнению с 2019 годом. При этом количество ДТП осталось на прежнем уровне.

разбитое такси

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Такси сейчас — очень аварийный и опасный вид транспорта как для его пассажиров, так и для других участников дорожного движения. И эту проблему необходимо срочно решать, — заявили в РСА.

Поэтому страховщики обсуждают введение дополнительных механизмов, чтобы «распределить повышенную убыточность аварийных сегментов рынка на всех страховщиков обязательной «автогражданки» за счет создания перестраховочного пула», сказали в организации. По их мнению, такое решение вкупе с разумным повышением верхней границы тарифного коридора для такси позволит решить проблему с повышенной аварийностью этого вида транспорта.

При этом в РСА подчеркнули, что при значительном повышении стоимости ОСАГО таксисты в принципе перестанут покупать полисы.

Реверсивное движение

Аварийность с автомобилями такси не делает ОСАГО убыточным для страховых компаний, возразили в Общественном совете по развитию такси. По оценке организации, стоимость полиса для таксистов в среднем в 10 раз больше, чем для обычных автовладельцев. При этом количество легальных автомобилей такси составляет около 450 тыс., но только 150 тыс. из них работают с полисом ОСАГО именно для такси, сказали в совете. Там добавили, что еще около миллиона машин насчитывает серый рынок такси: незарегистрированные как участники рынка извоза, они по факту оказывают эти услуги.

— Если компании станут страховать весь таксомоторный рынок, то за счет увеличения объема таких автомобилей это перестанет носить убыточный характер, — считают в организации.

Позицию совета по развитию такси поддержали в Госдуме.

— Тарифы для такси сейчас рассчитываются по самому высокому коэффициенту с мотивацией, что такси убыточно для страховых компаний. Однако ни одна страховая не предоставила расчет этой «убыточности». Логичнее было бы страховым компаниям продумать продукт, где была бы тесная взаимосвязь между безаварийной ездой и величиной тарифа ОСАГО: чем аккуратнее ездит водитель, тем меньше он будет платить, — отметил замглавы комитета ГД по транспорту Александр Старовойтов.

Предложение повысить тарифы ОСАГО для такси отрицательно скажется на партнерах-перевозчиках, которые до сих пор восстанавливаются после убытков, понесенных во время пандемии, отмечают в «Ситимобиле». В компании допустили переход таксистов в серую зону при кратном увеличении тарифов. Той же точки зрения придерживаются и в сервисе заказа такси DiDi.

ОСАГО

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

По оценке «Ситимобила», средняя стоимость ОСАГО для перевозчика уже составляет 70 тыс. рублей и «сам полис практически невозможно купить из-за отказов страховых компаний».

В сервисе «Максим» согласились, что для водителей это неподъемная сумма. В компании не считают такси более аварийным типом транспорта. До 70% ситуаций с получением вреда здоровью в такси происходит по вине других участников дорожного движения и по другим причинам, отметил представитель компании Павел Стенников.

— Нельзя грести всех водителей такси под одну гребенку, необходим индивидуальный подход. Если принять во внимание логику авторов инициативы [о повышении тарифов ОСАГО для такси], то было бы разумным ввести прогрессивную ставку по тарифам: чем больше аварий по твоей вине, тем дороже страховой полис, — считает директор по операционному развитию службы сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Илья Байко.

В «Яндекс.Такси» воздержались от комментариев.

Анна Устинова, Марина Бочкарева

По материалам: «Известия»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru