«До конца еще не понятые правила»
С приходом в Москву жаркой погоды снова возникли опасения – а как это повлияет на рост заболеваемости коронавирусом? Ведь в Индии и Бразилии, где количество заболевших и умерших бьет рекорды, тоже жара. Есть две новости. Одна хорошая. Другая плохая. Хорошая – это то, что за год пандемии выяснилось: климат, сезонность никак не влияют на вспышки инфекции. Погода сама по себе, COVID-19 сам по себе.
Плохая почти такая же: да, коронавирус от жары не зависит, поэтому заболеть можно в любое время года и при любой погоде. Прогнозировать новые сильные волны – все равно, что гадать на кофейной гуще.
Еще в 2020-м Роспотребнадзор, не имея всей полноты информации, на полном серьезе утверждал: рост заболеваемости коронавирусами чаще всего происходит в осенне-зимний период, по аналогии с различными штаммами вируса гриппа. Значит, летом можно расслабиться.
Но народ уже понял: коронавирус – не грипп, и он не подчиняется законам банального ОРВИ, здесь действуют иные, до конца ещё не понятые правила. Так, в прошлом мае в России все лежали вповалку. А в июле, несмотря на то, что ограничения никто особо не соблюдал, как и социальную дистанцию, вирус внезапно ушёл в спячку.
В начале сентября при относительно жаркой погоде вдруг опять начался неконтролируемый рост. Сокрушительная «вторая волна» стихла только в январе, именно тогда, когда в обычные годы объявляли эпидемию гриппа.
Если посмотреть на Индию, то там тоже связь погоды со вспышкой не выявлена. К примеру, сейчас в стране 30-35 градусов тепла. И при этом в среднем ежедневно заболевают 260 с лишним тысяч человек (в апреле эти цифры доходили даже до 350 тысяч) А в прошлом году в эти же даты там заражались всего 4-5 тысяч.
Конечно, можно свалить все на прошлогодний тотальный локдаун и битье палками тех, кто выходил на улицу, не соблюдая социальную дистанцию, но сейчас вроде бы появились вакцины, никто не отменял карантин, пусть и не такой жёсткий, но все же он действует, а людей тем не менее заболевает в сотни раз больше…
А погода – все такая же.
Не только жаркая Индия, но соседние страны с похожим климатом сейчас активно бьют рекорды. Таиланд, Шри-Ланка, Камбоджа, Непал…
Однако, в прохладной Европе самая сильная вспышка, наоборот, была в декабре-марте, когда там, мягко говоря, не жарко.
Можно было бы предположить, что заболевают там, где большая часть населения не переболела. Но это опровергает пример бразильского города Манауса, где иммунитет выявили у 76% населения, что не помешало в конце осени бабахнуть новой чудовищной волне, когда за полтора месяца пандемии здесь закончились и лекарства, и гробы. При том, что погода и тогда, и сейчас идеальная – + 26.
Вирусологи знают, что на самом деле несезонных пандемий хватает. Так ВИЧ, герпес, туберкулез можно подхватить как летом, так и зимой. Вспомним холеру в России в 19-м веке. Пушкин просидел в Болдино целую осень, писал стихи, так как не мог въехать в Москву из-за карантинных кордонов. С переменным успехом волны холеры длились десятилетия, затухая и возрождаясь.
«Раньше в холодную погоду крестьяне скученно жили в своих избах, они и заболевали чаще, а летом уходили на сеновал, поэтому считалось, что холера и чума отступили, испугались жары, хотя на самом деле никакой связи, просто восстанавливалась социальная дистанция, рвались цепочки заражений, – предполагают эксперты. – В городах с приходом чумы народ тоже быстро разбегался, а сейчас – ОРВИ, не ОРВИ, все вынужденно ходят в офис, дышать одним воздухом, поэтому вспышки и начинаются сразу после сезона отпусков. Жара или ее спад имеют на многие инфекции, на коронавирус в том числе, только косвенное влияние».
То есть, погода, непогода, а беречься нужно всегда.
Екатерина Сажнева
По материалам: “Московский комсомолец”