11 жертв Дмитриадовки
Пока вся страна отмечала Последний звонок, Таганрог погрузился в скорбь. Одиннадцать погибших во время пятничного аврала на очистных сооружениях в поселке Дмитриадовка – таких одновременных потерь коммунальные службы, пожалуй, не несли никогда. Разбираться в случившемся будут следователи и эксперты.
Им предстоит найти ответы на множество вопросов: почему на ликвидацию коммунальной аварии отправились не два-три человека, как обычно, а две бригады. Почему не было средств индивидуальной защиты. Почему вообще очистные сооружения города 40 лет стояли без ремонта…
Количество погибших в этой аварии вводит в ступор, Учитывая, что еще семь пострадавших находится в больнице, а в коллекторе погибла в том числе и начальник очистных сооружений – 60-летняя Раиса Гаврилова, получается, что «грудью ринулась на амбразуру» почти вся смена. Что же такого критического произошло в тот день на станции очистки?
Как рассказали местному порталу сотрудники, которым посчастливилось не оказаться в тот день в эпицентре событий, утром 21 мая Раиса Гаврилова собрала мастеров и начальников смен и приказала срочно починить прохудившуюся задвижку на очистных. Заслонка начала пропускать фекалии, и колодец могло затопить. Мол, нужно починить во что бы то ни стало. И сама отправилась контролировать процесс. Рабочие спустились в колодец площадью 10 на 10 метров и глубиной в 2 метра. А через два часа там «рвануло»…
Как предполагают те, кто остался наверху, после того, как коммунальщики сняли прохудившуюся задвижку, вторая оставшаяся под давлением начала пропускать метан. Люди не заметили, как отравились. А те, кто успел что-то понять, начали спешно выбираться наверх – их рвало, они падали на землю без сознания. Увидев такое, на выручку бросились остальные сотрудники станции – они пытались достать из коллектора пострадавших. И в этот момент вторая заслонка не выдержала напора – через нее хлынули фекалии и вода. Колодец быстро затопило…
Главной причиной случившегося называют ветхое оборудование станции. Как рассказал порталу 161.RU один из сотрудников, «все ржавое, все гнилое… Нет задвижек, нет денег в водоканале. Все менять надо. Машины по 60 тысяч (часов) отработали, а должны были по 8 тысяч – потом на ремонт».
Жители поселка Дмитриадовка, дома которых стоят рядом с очистной станцией, уверяют, что сооружения уже давно не справлялись со своей функцией. Стоки шли в море, а запах в округе стоял «адовый»: пахло сероводородом и хлором. Сооружения 40 лет не ремонтировались. В 2020-м было принято решение о реконструкции очистной станции. На разработку проекта было выделено 82 миллиона рублей. И даже был устроен тендер на проведение работ, который, по сообщению портала 161.RU, выиграла компания областного депутата Сергея Рожкова. До ноября прошлого года компания должна была провести инженерные, геологические и экологические изыскания, а до октября 2021-го – согласовать проект реконструкции и модернизации. Не успели…
Теперь небольшой город хоронит 11 сотрудников станции. Среди погибших – три женщины. Матери, бабушки, которых родные в тот день так и не дождались домой.
Как рассказал журналистам супруг погибшей 44-летней Ирины Горбань Владимир, он до последнего думал, что его жена выжила и находится в больнице. К очистной станции он примчался сразу же после того, как по поселку поползли слухи о неладном. Там ему сказали, что пострадавших доставили в больницу. В больничной неразберихе Владимиру сначала сообщили, что похожая на его супругу женщина – в реанимации. Он несколько часов ждал сведений о состоянии своей Ирины, пока ему не сказали, что в палате вовсе не его жена. А его – лежит на дворе очистной станции, и там работают следователи…
На странице Ирины в соцсетях – много цветов, детей, семейных посиделок, картинок с отдыха. Спокойная, размеренная жизнь, которой у этой семьи больше не будет…
«А Жизнь уходит… не прощаясь… Уходит, словно в Никуда!.. В небесной дымке растворяясь, роняет капелькой слова…» – такой статус стоит на странице 60-летней Татьяны Чекуновой в соцсети, которая так же не вернулась в пятницу со смены. У нее остались взрослые сын и дочь, внуки…
«Как так, почему женщины ремонтируют задвижку?!!!», «Танечка, очень и очень жаль. Не передать!», «Пусть мир иной принесет тебе покой и небесное царствие», «Бедная, бедная моя сестра. Ты словно писала последние свои слова. Что нам делать? Как жить? Как сказать родителям что тебя нет?» – на странице Татьяны множество слов соболезнований. И никто не понимает, как такое могло произойти…
60-летняя Раиса Гаврилова, начальник очистной станции, пошла вместе с бригадами к коллектору. Там и осталась до последнего. Сотрудники называют ее «железной леди» с грозным характером, которая могла любого сантехника отправить… по адресу – выполнять свою работу. Говорят, эта станция только на ее характере и держалась. Но для авральных работ нужна не только твердая воля, но еще и осторожность. Почему у бригад не было средств индивидуальной защиты и что за нужда была гнать на ликвидацию аварии две бригады – в этом теперь будет разбираться следствие.
Самый молодой из погибших – 25-летний Александр Мехов. «Он даже коммунальщиком не был. Оператором на станции… Не могу говорить, Саша всего на полгода меня старше, – рассказала «МК» его двоюродная сестра Ирина. – Он был не просто братом и другом, он был «психоаналитиком», он крестный моего ребенка. Его гибель стала для нашей семьи крахом. У него есть девушка Алина. Он собирался сделать ей предложение. Он мечтал о семье и детях. Этого уже не будет…»
44-летний Сергей Телов, также погибший в аварии, тоже, судя по всему, не был коммунальщиком. На фотографиях в соцсетях он в камуфляже и с оружием. Возможно, он был охранником. Ринулся на выручку… «Мы давно с ним не виделись. Все времени не было. Но я помню Сергея с детства – он всегда был готов прийти на помощь», – вспоминает о нем подруга детства Елена.
29- летний Григорий Карпенко родился в Германии, в городе Мезербург. Затем семья перебралась в Ростовскую область, поселилась на хуторе Веселый, недалеко от Дмитриадовки… После школы Григорий пошел работать на очистную станцию.
В числе погибших – Олег и Андрей Недолинские (48 лет и 51 год), Роман Худобин (48 лет), Игорь Абраменко (53 года). Одиннадцатым погибшим стал 46-летний Владимир Пругло, который скончался в больнице…
Семьям погибших руководство области выделило по миллиону рублей. Семи работникам, получившим из-за аварии тяжкий и средний вред здоровья, – по 400 тысяч рублей.
Елена Гамаюн
По материалам: “Московский комсомолец”