Богатейшие наследники российских миллиардеров — 2021

Рейтинг Forbes

Forbes составил очередной рейтинг самых богатых наследников российских миллиардеров. В нем 50 представителей второго поколения, вместе они унаследуют почти $300 млрд.

По оценкам Forbes, на 15 апреля 2021 года в России насчитывалось 123 миллиардера с совокупным состоянием $610 млрд. Если эту сумму поделить поровну на общее количество их детей (357), все они тоже будут миллиардерами со средним результатом $1,7 млрд.

В нашем списке представлено 20 из 123 семей, где на каждого ребенка приходятся самые крупные суммы, не менее $3,1 млрд. В этих семьях всего 50 детей, совокупное состояние их родителей — почти $300 млрд. Состав рейтинга по сравнению с прошлым годом изменился. В нем появилось три новых участника из двух семей — дочь и сын основателя Telegram Павла Дурова ($8,6 млрд на каждого ребенка). Во время работы над рейтингом Forbes удалось выяснить имя сына Дурова, который родился в Санкт-Петербурге в 2010 году, — его зовут Михаил Дуров.

Новичком стал и сын крупнейшего акционера банка «Россия» и страховой компании «Согаз» Юрия Ковальчука Борис ($3,3 млрд). Им уступили место дети Германа Хана и Алексея Кузьмичева, совладельцев «Альфа-Групп» и Letter One. В этом году на каждого из четверых детей Хана пришлось по $2,5 млрд, Кузьмичева (у него трое детей) — по $2,6 млрд.

Методика составления рейтинга не менялась: мы берем состояние миллиардера и делим его на всех признанных детей. Мы не учитываем в расчетах супружеские доли. Также мы не учитываем заявления участников списка, в частности Михаила Фридмана и Владимира Потанина, о том, что больших денег своим детям они оставлять не собираются и все свои миллиарды отдадут на благотворительность.

Самым богатым наследником ($24 млрд) снова стал Юсуф Алекперов, единственный сын крупнейшего акционера «Лукойла» Вагита Алекперова. У одного из участников — владельца «Северстали» Алексея Мордашова в 2020 году родилась дочь Алена. Теперь у него семеро детей: четыре мальчика и три девочки. Несмотря на это, каждому из них в этом году «досталось» в полтора раза больше миллиардов, чем в прошлом, — по $4,5 млрд. Состояние их отца значительно выросло по сравнению с прошлым годом — с $18,2 млрд до $31,4 млрд.

Состояние участников списка Forbes указано на 15 апреля 2021 года.

Вагит Алекперов

Состояние: $24,0 млрд

Доля одного ребенка: $24,0 млрд

Дети: Юсуф Алекперов (1990)

Юсуфу Алекперову, сыну президента «Лукойла» Вагита Алекперова, принадлежит 0,2% акций компании, пакет стоит $115 млн. Больше с «Лукойлом» его ничто не связывает — отец считает, что на роль преемника, который смог бы эффективно управлять компанией, Юсуф не подходит. Невысокая оценка менеджерских способностей не помешала Юсуфу в мае 2021-го стать членом совета директоров ФК «Спартак», совладелец которого — его отец. У Алекперова-младшего есть и свой бизнес. В его холдинг «Экто» входит четыре компании, крупнейшая из них по выручке (7,4 млрд рублей за 2020 год) — «Лукавто», дилер Mercedes-Benz. В семейной жизни Юсуфа, похоже, не все гладко — вместе с женой Алисой его давно не видели.

Леонид Михельсон

Состояние: $25 млрд

Доля одного ребенка: $12,5 млрд

Дети: Виктория Михельсон (1992), сын (2015)

Дочь основного владельца компаний «Новатэк» и «Сибур» Леонида Михельсона Виктория изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете и Институте Курто в Лондоне и с 2016 года входит в попечительский совет New Museum. Виктория живет в Цюрихе, выступает куратором проектов в фонде поддержки молодых российских художников «Виктория — Искусство быть современным» (V-A-C Foundation), созданном ее отцом, входит в экспертные советы Фонда Николы Труссарди (Милан) и фестиваля «Кинезис: Искусство в движении» (Палермо). Ей также принадлежит Специализированный фонд целевого капитала для поддержки культуры и искусства «Расширение пространства». Ее сводный младший брат живет в Москве.

Искандер Махмудов

Состояние: $9,7 млрд

Доля одного ребенка: $9,7 млрд

Дети: Джахангир Махмудов (1987)

Сын основного акционера УГМК Джахангир окончил Лондонскую школу экономики и бизнес-школу Халт и с 2012 года работает в России в группе отца. В октябре 2019-го он был назначен директором по трансформации УГМК, а до этого четыре года работал директором по коммерческим и финансовым вопросам Челябинского цинкового завода, принадлежащего группе. Его задача — внедрение в УГМК новых навыков и инструментов, в том числе и цифровых, для повышения эффективности работы. Опыт в этом у Джахангира есть — его компания «Инфрамайн» уже несколько лет занимается разработкой цифровых решений для предприятий металлургической, угольной и химической промышленности.

Владимир Лисин

Состояние: $28,5 млрд

Доля одного ребенка: $9,5 млрд

Дети: Дмитрий Лисин (1981), Юрий Лисин (1984), Анастасия Лисина (1998)

Сыновья Владимира Лисина занимаются семейным бизнесом. Дмитрий, выпускник LSE и РАНХиГС, работает в компаниях отца с середины 2000-х, входит в советы директоров Первой грузовой компании и Первой портовой компании, в качестве директора по стратегическому планированию «Аддуко менеджмент» участвует в управлении спортивно-стрелковым комплексом «Лисья нора». Юрий живет в Лондоне, владеет люксембургской компанией RiskInvest Holding, ей принадлежит 4,26% акций Fletcher Group, в которую входит НЛМК. В совет директоров Fletcher Group входит его сестра Анастасия. В 2020 году она с отличием окончила бакалавриат МШЭ МГУ и, по сообщениям липецких СМИ, вышла замуж.

Андрей Мельниченко

Состояние: $17,9 млрд

Доля одного ребенка: $8,95 млрд

Дети: Тара Мельниченко (2012), Адриан Мельниченко (2017)

У владельца компаний «Еврохим» и СУЭК Андрея Мельниченко и его супруги, бывшей сербской модели и солистки белградской группы Models Александры Мельниченко (в девичестве Николич) двое детей: девятилетняя Тара и четырехлетний Адриан. Тара владеет тремя языками (русским, английским и сербским) и обучается по школьной программе.

Мельниченко любят путешествовать всей семьей на своей парусной яхте «А». Весной 2021 года ее видели в Гибралтаре, в заливе Дуглас острова Мэн и во фьорде Эйяфьордур недалеко от города Акюрейри в северной части Исландии. В марте 2021 года корпус яхты, стоявшей у берега испанского города Виго в Галисии, поцарапал небольшой местный парусник.

Павел Дуров

Состояние: $17,2 млрд

Доля одного ребенка: $8,6 млрд

Дети: информацию о своих детях основатель «ВКонтакте» и Telegram тщательно скрывает

О детях Павла Дурова впервые стало известно в 2014 году, когда издание Lifenews опубликовало ответ на свой запрос в отдел ЗАГС Приморского района Санкт-Петербурга, где жили родители Дурова, в квартире которых были прописаны его дети. В опубликованной Lifenews справке имена затерты, оставлены только первые буквы: «А» у девочки и «М» у мальчика.

Информацию о детях подтвердил сокурсник Дурова и его бывшей жены Дарьи Бондаренко, которая сейчас живет в Барселоне, в документальном фильме Родиона Чепеля, вышедшем в апреле 2021-го. Имен детей он не назвал. Forbes удалось узнать лишь имя сына — Михаил.

Геннадий Тимченко

Состояние: $22,1 млрд

Доля одного ребенка: $7,35 млрд

Дети: Ксения Франк (1985), Наталья и Иван Тимченко (1995)

Старшая дочь совладельца компаний «Новатэк» и «Сибур» Геннадия Тимченко Наталья изучала литературу в Оксфорде. Вернувшись в Россию, по словам источников Forbes, занялась кино.

Ксения окончила Эдинбургский университет, изучала философию и французский, увлекается шахматами и театром. Во время учебы ездила волонтером в Индию. Работает в Благотворительном фонде Елены и Геннадия Тимченко, в 2020-м стала совладелицей FoodTech-проекта «Ешь деревенское». У Ксении, как и у родителей, есть гражданство Финляндии. Она замужем за владельцем Русской рыбопромышленной компании Глебом Франком, воспитывает двоих сыновей.

Ее брат Иван родился в Хельсинки, изучает международные отношения в Женевском университете.

Андрей Козицын

Состояние: $6,2 млрд

Доля одного ребенка: $6,2 млрд

Дети: Мария Козицына (1999)

Летом 2015-го единственная дочь генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына окончила Ломоносовскую школу «Интек» в Истринском районе Подмосковья с золотой медалью «За особые успехи в обучении». Сразу после школы поступила на платное отделение экономического факультета Высшей школы экономики (ВШЭ). Окончив бакалавриат и защитив в 2019 году ВКР о влиянии элементов корпоративного управления на уровень раскрытия корпоративной социальной ответственности в странах БРИКС, Козицына поступила в магистратуру ВШЭ на факультет мировой экономики и мировой политики и сейчас входит в десятку лучших по успеваемости студентов.

Виктор Рашников

Состояние: $12,5 млрд

Доля одного ребенка: $6,25 млрд

Дети: Татьяна Рахно, Ольга Рашникова (1977)

Старшая дочь владельца «Магнитки» (ММК) Виктора Рашникова Татьяна в середине нулевых занималась поставками продукции комбината за рубеж. Позже начала свой бизнес, с 2014 года владеет строительной компанией «Реконструкция».

Ольга проработала на ММК 13 лет, в последние годы — директором по финансам московского представительства. В 2017 году ушла, сохранив место в совете директоров. Ольга владеет виллами (Villa les Figuiers и Villa Nellcote) во Франции, которые ранее принадлежали отцу, и квартирой площадью 500 кв. м в ЖК «Гранатный палас», одном из самых престижных жилых комплексов Москвы, расположенном в районе Патриарших прудов в Гранатном переулке. У Ольги трое детей.

Леонид Федун

Состояние: $10,8 млрд

Доля одного ребенка: $5,4 млрд

Дети: Антон Федун (1985), Екатерина Федун (1988)

Сын акционера «Лукойла» Леонида Федуна Антон, владелец двух роскошных лондонских отелей The Ampersand (Южный Кенсингтон) и Vintry & Mercer (Сити) и пяти ресторанов, в общей сложности на четыре месяца из почти полутора лет пандемии уезжал с семьей из Лондона в Дубай. Его отели и рестораны открывались в короткие перерывы между локдаунами и проработали не более пяти месяцев с отрицательным результатом. В апреле 2021-го у Антона родился второй сын, Андрей. Первому, Арнольду, уже исполнилось три года. В локдаун у бизнесмена возникла идея стартапа — он придумал удобную клавиатуру с антибактериальным покрытием. Его сестра Екатерина тоже живет в Лондоне с двумя детьми: Верой (5 лет) и Георгием (2 года).

Сулейман Керимов

Состояние: $15,8 млрд

Доля одного ребенка: $5,25 млрд

Дети: Гульнара Керимова (1990), Саид Керимов (1995), Амина Керимова (2003)

Сын члена Совета Федерации от Республики Дагестан Сулеймана Керимова Саид в 2016-м окончил факультет Международного бизнеса и делового администрирования МГИМО. Сегодня именно он владеет основными активами семьи, в том числе 76,34% акций золотодобывающей компании «Полюс» (через Polyus Gold International Limited) и Международным аэропортом Махачкала. Саид входит в совет директоров «Полюса» с апреля 2016 года, работает членом комитета по стратегии.

Его старшая сестра Гульнара в 2014 году вышла замуж. В 2016 году вместе с братом стала членом совета директоров «Полюса», но задержалась там ненадолго, до декабря 2017 года.

Виктор Вексельберг

Состояние: $9,4 млрд

Доля одного ребенка: $4,7 млрд

Дети: Ирина Вексельберг (1979), Александр Вексельберг (1988)

Сын владельца ГК «Ренова» Виктора Вексельберга Александр — гражданин США по рождению, окончил Йельский университет, как и его старшая сестра Ирина. С тех пор живет в Америке, владеет автосалонами Algar Ferrari в Филадельфии и Stewart’s Classics в Денвере, входит в совет директоров компании RSE Markets, управляющей стартапом Rally Rd. (коллективные инвестиции в коллекционные автомобили). С отцом, который с апреля 2018-го находится под американскими санкциями, встречается в основном в Европе.

Дочь Ирина с 2002 года живет в Москве, воспитывает двоих детей, школьников Изабеллу и Марата. С мужем Салаватом Резбаевым она развелась в 2020 году. До 2009 года работала у отца в СУАЛе и «Ренове».

Алексей Мордашов

Состояние: $31,4 млрд

Доля одного ребенка: $4,5 млрд

Дети: Илья Митюков (1986), Кирилл Мордашов (1999), Никита Мордашов (2000), Мария Мордашова (2009), Анастасия Мордашова (2012), Даниил Мордашов (2014), Алена Мордашова (2020)

Со старшим сыном Ильей владелец «Северстали» Алексей Мордашов давно не общается, так же как и с его матерью, своей первой женой Еленой Митюковой, с которой развелся в 1996 году. От второй жены, тоже Елены, у него два сына — Кирилл и Никита. Им Мордашов в 2019 году передал 65% своих пакетов акций золотодобывающей компании Nordgold и туристической TUI. В 2020 году Никиту отчислили из Высшей школы экономики (ВШЭ), он пошел служить в армию и передал все активы старшему брату Кириллу. Кирилл тоже учится во ВШЭ по совместной программе с Лондонской школой экономики (LSE). Четверых младших детей Мордашову родила жена Марина. Трое ходят в созданную ею школу Wunderpark на Новой Риге.

Владимир Потанин

Состояние: $28,6 млрд

Доля одного ребенка: $4,1 млрд

Дети: Анастасия Потанина (1984), Иван Потанин (1989), Василий Потанин (1998), Варвара Потанина (2012), Даниил Потанин (2014), Ульяна Потанина (2017), Федор Потанин (2017)

Старшие дети Владимира Потанина серьезно занимались аквабайком: Иван неоднократно вы­игрывал чемпионаты России, Анастасия трижды становилась чемпионкой мира. В 2018 году она вышла замуж за инструктора по спортивно-бальным танцам Артема Кручина. Потанин устроил дочери роскошную свадьбу в Антибе и даже рекомендовал ей не заключать брачный контракт. Ее братья живут в Америке. Иван окончил МГИМО, работал аналитиком в нью-йоркской финансовой компании LR Global. Василий учится в школе бизнеса Теппера при Университете Карнеги — Меллона, живет в Питтсбурге, увлекается горными лыжами. Четверых младших детей миллиардеру родила вторая жена Екатерина.

Сергей Галицкий

Состояние: $3,5 млрд

Доля одного ребенка: $3,5 млрд

Дети: Полина Галицкая (1995)

Дочь основателя сети «Магнит» Сергея Галицкого Полина, как и отец, окончила Кубанский государственный университет по программе «Экономика». На старших курсах университета Полина интересовалась жизнью отцовской компании: присутствовала на совещаниях, общалась с начальниками подразделений, вникала в подробности управления. Но Галицкий не хочет, чтобы она занималась бизнесом. «Я видел бизнес. Я не хочу такую жизнь своей дочери», — говорил он в интервью «Русским норм!». По его словам, он не дал бы дочери денег на собственное дело. Полина недолгое время была замужем за краснодарским предпринимателем Артемом Лукомцем.

Александр Фролов

Состояние: $3,4 млрд

Доля одного ребенка: $3,4 млрд

Дети: Александр Фролов (1988)

Сын совладельца «Евраза» Александра Фролова начинал карьеру в компании отца. Отработав год, он перешел в УК «Тройка Диалог» на должность аналитика по телекомам и IT-сектору. Он попробовал себя и на госслужбе в «Росатоме», где через восемь месяцев стал директором Департамента ядерной медицины, но разочаровался и уехал в Лондон получать MBA. Там же будущий бизнесмен устроился на работу в венчурный фонд DFJ Esprit, а позже вместе с другом, с которым учился во ВШЭ, создал уже свой фонд. Сейчас под управлением его Target Global находится более €1 млрд. В 2019 году стал совладельцем компании Palta, у которой есть доли в мобильных приложениях Flo и Prisma. Женат.

Дмитрий Рыболовлев

Состояние: $6,7 млрд

Доля одного ребенка: $3,35 млрд

Дети: Екатерина Рыболовлева (1989), Анна Рыболовлева (2001)

Старшая дочь бывшего владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева Екатерина замужем за латиноамериканским политиком и бизнесменом Хуаном Сартори, с которым познакомилась в Университете Лозанны (HEC Lausanne). Сартори с осени 2019 года занимает пост сенатора Уругвая. Екатерина не работает, но состоит в совете директоров футбольного клуба «Монако», принадлежащего ее отцу, и время от времени посещает матчи клуба. Екатерина с Хуаном живут между Уругваем, Монако и Лондоном, у них двое маленьких детей. Младшая дочь Рыболовлева Анна окончила школу в Швейцарии, живет в Женеве с матерью и учится на втором курсе одного из швейцарских вузов.

Юрий Ковальчук

Состояние: $3,3 млрд

Доля одного ребенка: $3,3 млрд

Дети: Борис Ковальчук (1977)

Единственный сын близкого друга Владимира Путина, основного акционера Банка «Россия» и страховой компании «Согаз», Юрия Ковальчука Борис с 2010 года работает генеральным директором, председателем правления «Интер РАО». Он один из самых высокооплачиваемых руководителей в России: за 2019 год, по данным годового отчета компании, он заработал 303 млн рублей, или $4,7 млн по среднему курсу. Ковальчук-младший в 1999 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и семь лет работал юрисконсультом управления ФГУП ЦНИИ «Гранит» в Санкт-Петербурге. В 2006–2009 годах руководил Департаментом приоритетных национальных проектов Правительства России.

Андрей Гурьев

Состояние: $6,2 млрд

Доля одного ребенка: $3,1 млрд

Дети: Андрей Гурьев (1982), Юлия Гурьева-Мотлохов (1985)

Сын владельца «Фосагро» Андрея Гурьева уже более 17 лет работает в компании отца, с 2013 года он генеральный директор. В марте 2021-го Всемирный экономический форум признал его «Молодым глобальным лидером 2021 года» «за значительный вклад в устойчивое развитие и координацию борьбы с пандемией».

Его сестра Юлия — соучредитель Благотворительного фонда Андрея Гурьева, активно участвует в его работе. Ее муж Алексей Мотлохов — сын бывшего зама губернатора Мурманской области, управляет накоплениями семьи в хедж-фонде Kola Capital. Юлия с мужем и тремя детьми живет в Лондоне в районе Хайгейт, рядом со знаменитым особняком Витанхерст, принадлежащим ее отцу.

Михаил Фридман

Состояние: $15,4 млрд

Доля одного ребенка: $3,1 млрд

Дети: Лора Фридман (1993), Катя Фридман (1996), Александр Ожельский (2000), Ника Ожельская (2006), Малка Фридман (2019)

Дочь Михаила Фридмана Лора во время учебы в Йеле танцевала в университетской балетной труппе Yaledancers. Хобби стало профессией — после окончания университета она пошла работать в израильский национальный балет. Катя, окончив Йель, осталась в Нью-Йорке. В январе 2021-го начала учиться в Колумбийском университете по программе MBA. Александр из-за пандемии отложил учебу в США и уже второй год успешно занимается бизнесом в Москве. Его c партнерами компания SixFigures Development эксклюзивно поставляет в торговые сети товары семи брендов, в том числе бритвы EvoShave и косметику Тины Канделаки Ansaligy. Выручка за 2020 год — 156 млн рублей, за первый квартал 2021-го — 93 млн рублей.

Елена Березанская, Анастасия Ляликова

По материалам: “Forbes”

Ранее

Доходы Тины Канделаки выросли почти на 100 млн рублей за год

Далее

Суд решил не арестовывать российского диспетчера по делу о крушении самолета Качиньского

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru