Зачем РЖД отказывается от вагонов-ресторанов
В РЖД задумались над реформированием дорожного питания. Основная причина – нерентабельность вагонов-ресторанов, а зачастую и прямые убытки. Пассажиры тоже давно жалуются на сервис и цены. На смену могут прийти ланчбоксы и доставка еды к вагонам на станциях. Представители сообществ пассажиров считают идею ошибочной.
Глава РЖД Олег Белозеров на днях заявил о намерении отказаться от вагонов-ресторанов. По мнению перевозчика, пищевые запросы у пассажира могут быть разные, в зависимости от длины маршрута, и на коротких расстояниях он может предпочесть облегченный формат: кафе или бистро, и компания должна улавливать эти пожелания.
Как отметил гендиректор холдинга, слово «ресторан» ассоциируется с дороговизной, а у клиента всегда должен оставаться выбор: приобрести особое блюдо в вагоне-ресторане, разогреть еду в обычном вагоне или заказать доставку через смартфон. «Кафе или бистро — другой элемент жизни. Мы продумываем, как можно было бы назвать эти отдельные помещения и какой должен быть сервис. Соответственно, это определенный тип питания, и мы хотели бы, чтобы в поездах это тоже можно было бы себе позволить. Сделали набор, разогрели, применили», — сказал Белозеров.
В своем привычном виде вагоны-рестораны предлагают оставить только в туристических и фирменных поездах. В остальных составах ресторанную еду заменят на наборы с фастфудом. В городах и крупных населенных пунктах планируют также пускать на перроны доставщиков, ко времени стоянки они будут подвозить к вагонам заказы, которые пассажир сделает и оплатит заранее.
РЖД уже тестирует новую концепцию и новую линейку еды по ряду направлений. В обновленных меню – список блюд, которые можно быстро разогреть и подать, например, бургеры. Олег Белозеров также признался, что и сам любит пищу быстрого приготовления, в том числе бургеры.
«Они уже практикуют новую линейку продуктов. Недавно ездил по направлению Москва-Петербург. Утром проводница приносит список. В нем разные вариации наборов. Заказываешь выбранный. Честно сказать, наборчик плохонький, но покушать можно, на короткие дистанции – сойдет», – комментирует Президент Национального союза железнодорожников Юрий Бусыгин.
В нашей стране подобие вагона-ресторана появилось в 1910 году в составе экспресса между Санкт-Петербургом и Вержболово. К поездам дальнего следования вагоны-рестораны добавили значительно позже – к середине 1960-х годов. Ассортиментный минимум в вагонах-ресторанах утверждался Министерством торговли СССР. В него входили не менее двух первых блюд и четырех вторых блюд, не менее пяти холодных блюд и закусок, десерты и хлебобулочные изделия, винно-водочные и табачные изделия, пиво, а также горячие и безалкогольные напитки.
Намерение сократить количество вагонов-ресторанов АО «Федеральная пассажирская компания» (дочка ОАО РЖД, отвечает за пассажирское сообщение в дальнем следовании) выражала и ранее.
В 2019 году компания разработала критерии для включения вагонов-ресторанов в состав поезда. Предполагалось, что ими будут оснащаться только фирменные, международные, двухэтажные поезда и поезда, которыми пользуются организованные детские группы. Велась также разработка новой концепции питания, которую в РЖД планировалось внедрять с 2021 года.
Член Общественного совета при Минтрансе РФ, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов отмечает, что запрос на изменения назрел, качество и доступность питания в поездах действительно оставляют желать лучшего. Но закрытие вагонов-ресторанов – в данном случае не выход.
«Сам лично езжу на поездах не менее 100 раз в год, это дает возможность понимать ситуацию самому, помимо этого мы, конечно, постоянно изучаем и мнение граждан.
Пассажиры жаловались на работу вагонов-ресторанов уже давно, говорили, что с этим всем хозяйством пора что-то делать. Цены – очень высокие, средний чек ужина порядка 1000 рублей, качество – низкое, продукты – не всегда свежие. Как следствие, выгоны-рестораны пустуют.
Но хотелось бы обратить внимание, закрытие вагонов-ресторанов – плохое решение. Наше объединение против их ликвидации. Ланчбоксы может быть еще годятся для коротких направлений. Но в тех поездах, где люди едут свыше одного дня, вагоны-рестораны должны остаться. Люди устают находиться в тесном вагоне безвылазно несколько часов, а то и дней подряд, они хотят подвигаться, отдохнуть, сменить обстановку. А если это верхняя полка? С недавних пор внутренние правила РЖД запретили пассажирам верхних полок претендовать на пространство пассажиров с нижних полок. Принимать пищу на верхней полке вообще-то не очень легко», – рассказал он в интервью «НИ».
Президент Национального союза железнодорожников Юрий Бусыгин соглашается, что вагоны-рестораны стали экономически невыгодны еще задолго до пандемии, и коронавирус поставил на них окончательный крест.
«Система экономического содержания вагонов-ресторанов стала нагрузкой для «РЖД» и тянет ее доходность. Пандемия тут сыграла не последнюю роль: замедление перемещений людей – безусловно, сдерживающий фактор. Экономика бьет и по людям, и по работникам этих вагонов, и по самим РЖД. Зимний и переходные сезоны к тому же – традиционно низкие. Недавно разговаривал с директором одного из вагонов-ресторанов. Заработали 5 тысяч рублей с двухсуточной поездки в одну сторону. Это чистый убыток. Заработанное не окупает даже закупку продуктов и персонал. Недавно ездил поездом сам. Думаю, решение принимается чисто из экономических соображений. Сами пассажирские вагоны ездят полупустые, не говоря уже о вагонах-ресторанах. Не до жиру, быть бы живу», – отметил он в комментарии «НИ».
В летнее время на маршрутах, которыми люди добираются до мест отдыха, оживление еще наблюдается. Люди едут в отпуска, за впечатлениями, едут с деньгами, не прочь и в рестораны заглянуть. Но в большинстве других направлений такого уже давно нет, добавил Бусыгин.
На сегодня вагоны-рестораны РЖД сдаются в аренду другим мелким подрядчикам, доходы которых за последнее время опустились ниже плинтуса.
Илья Зотов считает, для качественных изменений начинать надо с пересмотра принципов подбора поставщиков.
«Сейчас дочка «РЖД» – «Федеральная пассажирская компания» разыгрывает и передает вагоны-рестораны множеству разных мелких компаний. В управлении этими вагонами-ресторанами творится хаос, конкурсные процедуры, на мой взгляд, тоже непрозрачны, от налогов, по-видимому, мелкие эти подрядчики стараются уходить. Оплата производится на карты Сбербанка сотрудников, которые обслуживают эти вагоны. Сам лично сталкивался с этим не раз. Крупные, эффективные компании за такую раздробленную структуру не возьмется – обслуживать по одному вагону им просто не выгодно. Понятно, что РЖД будет фиксировать убытки. Ситуацию бы спасли, не мой взгляд, лоты, может быть разграниченные по федеральным округам (для ухода от монополии). Тогда есть шанс, что за это всё хозяйство возьмется крупный, современный и прозрачный игрок», – считает Зотов.
Массовая закупка продукции позволит экономить на единице продукции, и цены станут доступнее. Крупный игрок, например, кейтеринговая компания, способен бороться за каждого своего потенциального потребителя – следить и за качеством блюд, и за сервисом и за адекватными цифрами в меню. Они будут напрямую заинтересованы в том, чтоб пассажиры пользовались их услугами. И для РЖД такое переформатирование станет активом, а не нагрузкой, как сейчас, добавляет эксперт.
Председатель Межрегиональной общественной организации содействия защите прав пассажиров «Союз пассажиров» Кирилл Янков тоже считает идею отмены вагонов-ресторанов в большинстве составов ошибочной.
ФПК давно говорит о том, что вагоны-рестораны убыточны. Однако купе давно уже не отличается по цене билета от самолета, и многие пассажиры выбирают поезд, только из-за возможности посидеть в вагоне-ресторане. Отказавшись от них, поезда лишаются главного преимущества перед самолетами и отдают значительную часть пассажиропотока авиатранспорту, комментирует эксперт.
«Рассуждая о новой концепции организации питания в поездах, РЖД принимает во внимание только технологический аспект. С точки зрения удобства обеспечения пассажиров едой эта идея может показаться правильной: пришла проводница, раздала всем коробочки, все довольны. Но кроме технологического существует психологический аспект. Вагоны-рестораны – это имиджевый атрибут поездки на поезде. Определенное количество белков, жиров и углеводов действительно можно потребить из коробки и сделать это за короткий промежуток времени. Но возможность посидеть, поговорить, познакомиться с кем-то, поесть, а может и выпить (сам я, правда, не пью в поездах) – это уже атмосфера», – пояснил Янков в комментарии «НИ».
По его мнению, РЖД принимает решение, не беря в расчет эту деталь. 30% пассажиров посещают вагоны-рестораны. Даже если только половина из них уйдет в самолеты, это минус 15%, возникнут дополнительные потери для перевозчика, и они будут ощутимые.
Эксперт также полагает, что в расширении линейки питания нет нужды, поскольку ОАО «РЖД» уже давно и без того продает билеты на места с включенным опционным питанием, к тому же большая часть пассажиров эконом-класса берут еду с собой или покупают ее на станциях – с рук или в киосках.
Юлия Сунцова
По материалам: “Новые Известия”