Илон Маск может окончательно “добить” российский “Морской старт”
Спустя полгода после покупки нефтяных платформ Илон Маск представил дизайн нового космодрома. С его помощью SpaceX будет запускать ракеты чаще обычного. В случае успеха этот проект может загнать в тупик российскую космонавтику и космодром “Морской старт”.
Что такое DEIMOS
30 мая Илон Маск впервые опубликовал снимки морского космодрома Deimos. С помощью морской пусковой платформы компания SpaceX может избавиться почти от всех проблем, связанных с арендой земли и непредвиденными расходами. Всё дело в том, что все космодромы компания Илона Маска арендует. Точный объём затрат не раскрывается, но только за пуски с территории военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии приходится платить примерно по 75 млн долларов в год. Помимо Калифорнии SpaceX арендует стартовую площадку на мысе Канаверал во Флориде. За цех по сборке ракет и всю инфраструктуру бухгалтеры Илона Маска перечисляют NASA ещё примерно 90 млн долларов каждый год.
Ocean spaceport Deimos is under construction for launch next year https://t.co/WJQka399c7
— Elon Musk (@elonmusk) May 30, 2021
После того как у компании появится платформа Deimos, часть этих расходов можно будет сразу сократить — для морского космодрома, переделанного из нефтяной платформы, не нужна земля и сложная инфраструктура. Прицепил “поплавок” с ракетой к кораблю, вывез в открытый океан — и запускай сколько влезет. А вот с посадкой пока сложновато: возвращаться ракетам придётся на космодром, где их будут обслуживать после запуска. Но в перспективе цель морской платформы SpaceX понятна — сократить издержки и удешевить пуски. И это очень плохая новость для российских ракетостроителей и отрасли в целом.
“Морской старт”
Космодром на воде российские специалисты построили пополам с американцами из Boeing ещё в 90-х. Поначалу проект был коммерчески успешным и приносил деньги: всего с 1999 по 2014 год с него запустили 36 ракет. Не бог весть какой результат, но после банкротства в 2009 году и реорганизации, по итогам которой ведущую роль в проекте получила российская РКК “Энергия”, возможность окупаемости проекта доказать всё-таки удалось. Однако в 2014 году сотрудничество было приостановлено, а в 2019 году “Морской старт” продали в Россию. Ещё через год комплекс перевезли из порта Лонг-Бич в Калифорнии на Славянский судоремонтный завод в Приморье… И на этом боевые подвиги плавучего космодрома были завершены.
Последний известный владелец “Морского старта” в России — частная космическая компания S7 Space. По слухам, комплекс был приобретён компанией под экспортные контракты на выведение спутников и другую полезную нагрузку. Но создать приличную замену украинской ракете “Зенит”, которая стартовала с комплекса, пока он находился в США, не удалось. Предполагалось, что альтернативой украинским ракетам может стать многоразовый “Союз”. 19 сентября 2020 года центр разработок группы компаний S7 сообщал, что ещё с 2019 года ведутся работы по созданию лёгкой двухступенчатой ракеты-носителя с возвращаемой первой ступенью.
Кто кого?
Первый пуск с космодрома Deimos запланирован на 2022 год. Для Илона Маска и SpaceX это событие — вопрос выживания компании, которая может разом, по-гагарински, первой выйти на новый, недоступный прежде уровень развития космических технологий. Для технологического рывка всё давно готово: три типа ракет (Falcon 9, Falcon Heavy, Starship), пусковая платформа и никаких проблем с санкциями.
Положение российского “Морского старта” определить сложно. Во-первых, непонятна степень технической готовности комплекса. С командного судна и платформы перед отправкой в Россию сняли всё важное оборудование, поэтому его придётся либо покупать, либо создавать своими силами. Во-вторых, под “Морской старт” до сих пор нет ракеты. С её созданием S7 обещали помочь, но космическая промышленность страны никакого решения до сих пор так и не предложила.
Проблески надежды появились в мае 2020 года, когда генеральный директор НПО им. Лавочкина Владимир Колмыков заявил о проектировании ракеты-носителя с разгонным блоком “Фрегат-СБУ”. Первые пуски этой ракеты на платформе “Морского старта” можно провести уже в 2025 году, но, зная любовь российских ракетостроителей к переносам сроков, надеяться на такой исход пока не стоит.
Выхода нет
Последняя, но стратегическая проблема “Морского старта” — это отсутствие крупного внешнего заказа, который помог бы хотя бы частично вернуть инвестиции в проект. Создание комплекса и его обслуживание в первые пять лет может потребовать примерно 200 млн долларов. Получить такие деньги можно и за счёт государства, но вкладываться в сомнительные космические авантюры ни у кого желания нет. Окупиться “Морской старт” может только в том случае, если под него найдут крупного заказчика извне. Такой у “Роскосмоса” уже есть — это британская компания OneWeb, спутники которой летают с Восточного и ещё двух космодромов на российских ракетах.
Но этому контракту уже шесть лет: его заключили ещё в 2015 году. Тогда за 21 пуск 672 спутников связи на ракетах-носителях “Союз-2” британцы заплатили 1,2 млрд долларов. Чтобы конкурировать на рынке космических услуг и дальше, OneWeb планирует запуск спутников второго поколения. Дешёвых ракет под такой проект, кроме российских, нет: ни Китай, ни Индия не могут предложить услуги с гарантией качества, а Илон Маск уже давно отказался запускать британские спутники, поскольку развивает собственный проект — Starlink. Единственно разумное решение для британцев — дружить с Россией против Илона Маска. Но если страх перед санкциями возьмёт верх и OneWeb будет проводить запуски с кем угодно, кроме России, то тогда на судьбе “Морского старта” фактически можно ставить крест, потому что для отечественных проектов хватит и тех площадок, что построены или достраиваются сейчас.
Сергей Андреев
По материалам: “Life”