Они ищут способы обойти новые правила
Грядут значительные ограничения для владельцев средств индивидуальной мобильности — они же малый электротранспорт. Нововведения уже анонсировал глава Дептранса Максим Ликсутов: на проезжей части электросамокатчики будут обязаны иметь права и быть трезвыми, а на тротуары их пустят только на пешеходной скорости — об этом позаботится автоматика, прежде всего, на прокатных агрегатах. «МК» узнал у активно практикующих наездников электросамокатов, что они намерены делать.
Как именно ввести электросамокаты в общую матрицу Правил дорожного движения пока еще не определено точно: обсуждения идут минимум с 2019 года. Но перемены грядут уже очень скоро — статистика ЧП с участием электросамокатов резко выросла в 2021 году. И неважно, насколько цифры отражают реальную ситуацию. Правдива статистика или не слишком, сам факт ее появления говорит о том, что за электросамокаты решено взяться всерьез.
– Если электрический самокат используется на проезжей части, то он должен находиться в зоне регулирования государственной автоинспекции, – выразил Максим Ликсутов позицию своего ведомства на Петербургском экономическом форуме. Чиновник также добавил, что если самокат передвигается в одной плоскости с пешеходами, он должен двигаться со скоростью пешеходного потока, не превышать ее.
Скорость прокатных электросамокатов будет ограничена в городе до 25 км/ч, подчеркнул Ликсутов. По его мнению, это максимальная скорость, на которой безопасно передвигаться без шлема, особенно учитывая малый радиус колес. Тут бы открыть дискуссию с коллегами, отвечающими за благоустройство улиц — неужто в Москве есть ямы и тому подобные препятствия, которые могут стать ловушкой для самоката? Но, пожалуй, это уже бессмысленно: транспортники, как подтвердили «МК» в компании-операторе проката электросамокатов, провели переговоры с бизнесом и новый скоростной лимит будет внедрен на программном уровне.
– Альтернативой было жесткое признание электросамокатов мопедами, то есть мы оказались бы скорее аналогом каршеринга, чем велопроката, – пояснил менеджер. – Это дополнительные программные решения, это резкое снижение базы пользователей, это в целом немного другая бизнес-модель. Мы уже пошли дальше и в пешеходных зонах — например, в парке Горького и других парках — внедрили 15 км/час, так еще безопаснее. Оттока клиентов пока не заметили.
Тем не менее, счастья наездники (а вскоре — водители) электросамокатов не испытывают. Более того: продумывают, как можно будет обходить новые ограничения. Ведь — что самое главное — о госномерах и ПТС для электросамокатов речи пока что не идет. А значит…
– Не особо волнуюсь, – рассказал «МК» 42-летний Алексей, райдер с многолетним стажем, активно ездящий по дорогам и тротуарам на электросамокате. Что касается «прав», то они у меня в принципе есть, но я не собираюсь их возить с собой. Номеров на частных аппаратах нет, а камеры распознавания я спокойно обману балаклавой или шарфом. А от патруля уйти совершенно нетрудно: при хороших навыках вождения я в любую дырку проскакиваю, куда они не могут. Без шансов!
– Правила будут, значит, такие: никаких особых примет ни на себе, ни на самокате, – размышляет 26-летний Никита, ездящий уже третий год. – Опознать будет невозможно. Прокатные самокаты — сразу мимо: пропалят, кто на них едет в данный момент. Ну и против ограничений скорости — тут уже мильон способов перепрошивки и так далее. Кто хочет ездить быстро и жестко — тот будет. Что, полиция будет гоняться за ними на мотоциклах по пешеходным зонам? Нет, конечно. А значит — все это будет ни о чем. Продолжим ездить!
Антон Размахнин
По материалам: “Московский комсомолец”