Средства пенсионных фондов, как частных, так и Пенсионного фонда России, потенциально можно инвестировать в «зеленые» облигации
Об этом в понедельник на площадке международной промышленной выставки «Иннопром» заявил Андрей Клепач – главный экономист ВЭБ.РФ, управляющего пенсионными накоплениями 38 миллионов россиян.
«Как таковых «зеленых» облигаций пока нет на нашем финансовом рынке, да и в проектах нет, а за рубежом – это объект инвестирования для фондов. У нас, как известно, этот сегмент развит крайне слабо, хотя здесь с финансовой точки зрения, наверное, было бы перспективно при определенных условиях, чтобы в эти облигации инвестировались средства пенсионных фондов – как частных, так и через управляющие компании средства Пенсионного фонда России», – сказал Клепач (его цитирует ТАСС).
По словам Клепача, речь идет о долгосрочных инвестициях, для которых необходимо предусмотреть специальные инструменты поддержки и механизмы гарантирования доходности.
«Достроить финансовую часть можно. С точки зрения Центрального банка это обсуждалось, но никаких решений нет. Как говорится – что раньше, яйцо или курица? Вы дайте облигации проектам, мы тогда вас осчастливим. Проектов пока не настолько много, чтобы наступило счастья. Я думаю, что эта система выстроится», – заключил Клепач.
Сейчас в России считаются «зелеными» облигации, которые соответствуют международным принципам и стандартам в сфере экологии и устойчивого финансирования, таким как ICMA (International Capital Market Association) или GBP (Green Bond Principles).
В начале июня ЦБ подготовил проект нормативного регулирования, которое позволит считать «зелеными» бонды, выпущенные по особым, российским стандартам.
По оценке ВЭБа, к 2024 году объем рынка «зеленых» облигаций может достичь 300 млрд рублей, показывая рост на 30-40% в год. К 2030 году, по расчетам банка, до 25% всех бондов в обращении будут «зелеными».
Устремиться к гонку за «озеленение» экономики российских чиновников вынуждают крупнейшие покупатели российского сырья, запустившие программы перехода на «зеленую» энергетику и анонсировавшие «штрафные» налоги для торговых партнеров, которые не последуют их примеру.
Речь идет о так называемом углеродном налоге, которым ЕС намерен облагать продукцию, производимую с высокими выбросами парниковых газов.
По оценке Сбербанка, если не предпринимать никаких мер, то к 2050 году экономика РФ потеряет 4 триллиона долларов экспортных доходов – как за счет снижения спроса на нефть, так и за счет потери конкурентоспособности других товаров.
В конце июня президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 1 октября подготовить план декарбонизации национальной экономики, в рамках которого за 30 лет выбросы СО2 должны быть уменьшены до уровня ниже, чем в ЕС.
По материалам: “Finanz.ru”