Увеличение прожиточного норматива и зависящих от его величины пособий она уже съела
Инфляция в июне поставила пятилетний «рекорд» – 6,4% годовых относительно июня прошлого года. Это ставит под сомнение реальный рост в 2022 году минимального размера оплаты труда и обесценивает и без того жалкий прожиточный минимум. А ведь МРОТ – это зарплата, на которую, по мнению властей, можно жить и содержать семью, а прожиточный минимум – черта, отделяющая имеющих право на социальную помощь, от тех, кто такого права не имеет…
Итак, попробуем разобраться, насколько серьёзен удар, который наносит проклятая инфляция по бедности, одному из главных (если судить по словам) врагов российской власти.
7 июля Росстат объявил, что в конце июня инфляция по сравнению с июнем прошлого года составила 6,4%. В мае по сравнению с маем прошлого года она тянула на 6%. То есть рост цен, причем и на продукты питания, и на промышленные товары продолжается. А 9 июля Максим Решетников, глава Минэкономразвития (это ведомство отвечает у нас за прогнозы социально-экономического развития) объявил, что всё не так страшно, рост цен вот-вот замедлится, и в итоге годовая инфляция составит где-то около 5%. Между тем принятый осенью прошлого года закон о бюджете исходил из того, что в 2021 году инфляция будет не более 3,7% годовых, а совсем недавно, в апреле, тот же Минэкономразвития полагал, что удастся удержаться на 4,3%…
В общем, инфляция в 5% для нас теперь за счастье.
Между тем на официальном портале вовсю идет общественное обсуждение законопроекта об установлении МРОТ на 2022 год, который разработал Минтруда – принимать его будет уже переизбранный парламент. Начиная с 2021 года, говорится в пояснительной записке к законопроекту, минимальный размер оплаты труда на очередной год исчисляется исходя из величины медианной заработной платы и равен 42% от неё. Медианная зарплата (её рассчитывает Росстат) – это такая зарплата, меньше и больше которой получает по 50% работников в стране. Таким образом, МРОТ на 2022 год будет установлен в размере 13 617 рублей в месяц исходя из медианной зарплаты за 2020 год. Это на 825 рублей и 6,4% больше, чем МРОТ в 2021 году…
Зарплата в результате повысится у 4,7 млн. работников, которые сейчас получают нынешний МРОТ или на пару-тройку сотен рублей больше, но до новой планки в 13 617 рублей не дотягивают.
Странным образом цифра 6,4% обещанного роста МРОТ совпала с уровнем инфляции, накопленной к концу июня. Значит, если и дальше всё пойдет не так, как ожидает Минэкономразвития (а до сих пор всё шло как раз не так, как оно ожидало), и цены продолжат брать новые высоты, никакого реального роста минимального заработка за полный рабочий день и полную ставку мы не увидим. Если же цены все-таки устанут карабкаться вверх и замрут, а инфляция к концу года составит процентов 5 с небольшим – реально МРОТ вырастет в лучшем случае на 1 процент с небольшим.
Секретарь ФНПР Олег Соколов в разговоре с «МК» признал, что история с МРОТ выглядит все-таки пока не совсем плохо, потому что реальная зарплата (то есть набор предметов и услуг, которые на полученные деньги можно купить, покупательная способность зарплаты) в первые месяцы этого года по сравнению с годом прошлым, по данным Росстата, росла. «Правда, Росстат считает зарплаты лишь на крупных и средних предприятиях», – оговаривает он, то есть полной картины того, что происходит с заработками, оптимистичные цифры не дают. В любом случае, считает г-н Соколов, «проблема в том, что МРОТ в России остается по-прежнему сам по себе очень низким, по этому показателю мы отстаем от многих и многих стран», к тому же «до конца так и не решен вопрос о том, что должно включаться в понятие МРОТ».
Дело в том, что до 2007 года в Трудовом кодексе было особо оговорено, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, а размеры тарифных ставок и окладов не могли быть ниже МРОТ. Но потом все эти оговорки убрали, и стало возможным то, что на своей шкуре испытали и испытывают миллионы работников бюджетной сферы в небогатых регионах: оклад или ставка, то есть гарантированная часть зарплаты, там зачастую ниже МРОТ, а до искомого уровня всё догоняется как раз за счет разных стимулирующих и премиальных. Конституционный суд несколько раз рассматривал этот вопрос, и всегда настаивал на том, что, несмотря на внесенные в Трудовой кодекс изменения, правовая природа МРОТ и его назначение остаются прежними, гарантированная нормальная ставка не должна быть ниже этого уровня, а все надбавки, сверхурочные и премии – сверх того. Но «в реальной жизни всё так и остается», констатирует г-н Соколов, и никаких изменений в законодательство, решающих проблему, внесено не было. В Госдуме, надо признать, несколько раз робко пытались «подойти к снаряду», но правительство выступало категорически против, утверждая, что это приведет к дополнительным расходам бюджетов всех уровней в размере 400 млрд. рублей примерно.
Значит, примерно столько учителям, врачам, муниципальным и региональным служащим не доплачивают, надо понимать…
Но если рассчитанный по новой методике МРОТ на 2022 год пока ещё выглядит не совсем убого, с прожиточным минимумом (ПМ) всё куда печальнее. Видимо, поэтому на сайте Минтруда в сообщении о том, что 1 июля правительство приняло подготовленное на основании расчетов Росстата постановление, определяющее федеральный прожиточный минимум на следующий год, приведены лишь абсолютные цифры: средний на душу населения – 11950 рублей в месяц, для трудоспособного населения – 13 026 рублей в месяц, для детей – 11 592 рубля в месяц, а для пенсионеров – 10 277 рублей в месяц. Насколько всё это больше того прожиточного минимума, что действует в этом году? Об этом ни слова, хотя про рост МРОТ на 6,4% в том же сообщении сказано.
Понятно, почему ни слова: ПМ номинально вырастет всего на 2,5%, то есть даже если всё будет так, как представляется Минэкономразвития, то в реальном исчислении он упадет. А ведь речь идет, как говорится в соответствующем законе о «минимально необходимой для обеспечения жизнедеятельности сумме доходов гражданина»…
Кстати, с 2021 года методика расчета прожиточного минимума тоже изменилась. Раньше он зависел от стоимости потребительской корзины во втором квартале предыдущего года. А теперь равняется 44,2% медианного дохода россиян за позапрошлый год (в нашем случае – за 2020-й). Медианный доход здесь – черта, отделяющая 50% имеющих меньше от 50% имеющих больше.
Прожиточный минимум – официальная черта бедности. С учетом федерального ПМ регионы определяют свои минимумы, и потом все, чей совокупный доход ниже, имеют право на социальную помощь, пособия, компенсации и доплаты. А все, чей совокупный доход выше хоть на 10 рублей – не имеют. Понятно теперь, почему в 61 регионе с хилыми бюджетами прожиточный минимум, по мнению федеральных властей, всё время занижался? Чтобы статистика по бедным выглядела не столь страшно, а тратить на их поддержку можно было бы меньше.
Ради приведения процесса к общероссийскому знаменателю теперь закон наделяет правительство правом определять специальные региональные коэффициенты, путем умножения на которые федерального ПМ должен высчитываться ПМ региональный. Полностью перейти на эту схему планируется к 2025 году. Самый высокий региональный коэффициент установлен для Чукотки: 2,61. Самый низкий, 0,83, для Белгородской и Липецкой областей.
Любопытно, что далеко не везде в результате перехода на новую систему расчета региональных коэффициентов ПМ в номинальном исчислении будет расти более быстрыми темпами. Черта бедности в Москве, например, должна теперь подниматься гораздо медленнее, чем в последние годы. Дело в том, что коэффициент для столицы установлен в 1,2, и если бы на 2021 год ПМ уже устанавливался исходя из новых правил, то черта бедности для трудоспособных москвичей равнялась бы не 20 589 рублей в месяц, как сейчас, а всего 15 242 рублям в месяц, черта бедности для московских пенсионеров (не считая тех, кто живет в столице более 10 лет) – не 13 496 рублей, а 12026 рублей в месяц, и черта бедности для детей – не 15 582 рубля в месяц, а 13 563 рубля с копейками. Для таких регионов, где ПМ, по мнению федеральных властей, слишком высок, впредь он должен расти год от года не больше чем на уровень запланированной инфляции – до тех пор, пока не придет в соответствие с предписанной коэффициентами нормой.
Свои прожиточные минимумы на 2022 год субъекты РФ должны объявить не позднее 15 сентября.
Что от них зависит? Во-первых, до регионального прожиточного минимума пенсионера доплачивают из бюджета тем неработающим пенсионерам, у которых начисленная пенсия ниже этого уровня. Во-вторых – и условия начисления, и размер некоторых социальных пособий напрямую зависит от того, какой прожиточный минимум установлен в регионе. Новые пособия, которые начали выплачивать с 1 июля и средства на которые перечисляются из федерального бюджета – как раз из их числа.
Ежемесячное пособие беременным выплачивается только тем женщинам, в семьях которых совокупный доход на душу не превышает средний региональный прожиточный минимум. А само пособие равно 50% регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. И ежемесячное пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет положено единственному родителю, а также родителю или законному представителю ребёнка при наличии решения суда об уплате алиментов, если совокупный доход на члена семьи – меньше среднего регионального прожиточного минимума. А само это пособие равно 50% регионального прожиточного минимума для детей…
Значит, новая методика расчета, никак не учитывающая инфляцию, в какой-то степени выгодна казне?
Получается, что так. Но она абсолютно законна и конституционна. Законы о МРОТ и прожиточном минимуме не предусматривают пересчета этих показателей в зависимости от уровня инфляции – так ведь и обновленная Конституция гарантирует россиянам лишь МРОТ не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ! Тот МРОТ, который нам обещан на следующий год (13 617 рублей), этому требованию полностью соответствует: он, как мы видели, даже немного выше установленного ПМ трудоспособного населения (13 026 рублей). А обещанная поправками в Конституцию «индексация социальных пособий и социальных выплат» совсем не обязательно должна случаться каждый год, и никакой привязки к уровню инфляции в Основном законе тоже нет.
Не дураки законы пишут, как бы иногда не казалось другое.
Можно ли рассчитывать на то, что осенью, когда будет приниматься федеральный и региональные бюджеты на 2022 год, что-то пересмотрят, приведут в соответствие с растущей стоимостью жизни? Едва ли. Г-н Соколов сообщил, что пока лишь запланированы консультации партнеров по трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в нее входят представители правительства, профсоюзов и объединений работодателей) на эту тему, потому что наличие проблемы снижения покупательной способности прожиточного минимума всем очевидно.
Марина Озерова
По материалам: «Московский Комсомолец»