Администрация Джозефа Байдена пытается положить конец внешнеполитической экспансии России
Выслав десять российских дипломатов, США ударили по агентурным ресурсам России. Затем начались проблемы в Африке и Латинской Америке. Учения НАТО в Чёрном море, двусмысленная ситуация на Южном Кавказе, готовность Ирана скорректировать позицию по Сирии и угроза дестабилизации в Средней Азии, спровоцированная уходом США из Афганистана, играют роль ограничительных линий, в которые Вашингтон загоняет Россию.
Противопоставить этому фронтальному наступлению свою глобальную контригру у России не получается. Проблема в том, что действия Вашингтона опираются на давно отработанную стратегию тотальной экспансии, в которую «вшиты» опции подавления конкурентов и набор разнообразных ресурсов, копившихся десятилетиями, а у Москвы ничего подобного нет.
Внешняя политика России – это тактические манёвры, зависящие от текущей конъюнктуры, а сравнимых с США ресурсов у неё нет и быть не может, потому что почти все наработки советского времени погребены под развалинами Союза, а создать свою «машину влияния» за четырнадцать с небольшим лет, прошедших со дня Мюнхенской речи Владимира Путина, да ещё находясь под постоянным прессингом США, практически невозможно.
Доминирование США обеспечивается за счёт их финансовых возможностей, в разы превосходящих ресурсы других стран, политического и военного присутствия во всех регионах мира. Это более тысячи военных баз, огромный штат занятых экономической, политической и социальной разведками спецслужб, аффилированные с ними аналитические центры, правозащитные, гуманитарные, благотворительные и другие неправительственные организации (НКО).
Задача этой разветвлённой структуры – отслеживать ситуацию и напрямую взаимодействовать с элитами и разными группами населения во всех странах мира.
Образовательные гранты играют роль конвейера по непрерывному воспроизводству агентов влияния и кадров для игры в информационном пространстве – главном инструменте манипулирования социумом.
Эта непрерывно работающая система позволяет влиять на процессы, происходящие в других странах и мире в целом: менять президентов и правительства, контролировать принятие решений и ход выборов, продвигать интересы США и их союзников во властных структурах, дискредитировать оппонентов, направлять работу международных структур, формировать картину мира и новые идеологические тренды, навязывая их обществу через СМИ и социальные сети, контролируемые IT-компаниями. Иногда система даёт сбой, но тут же перестраивается и использует его в своих интересах, – так из провала мирного строительства в Ираке «вылупилась» запрещённая организация ИГИЛ*.
Ничего, даже отдалённо напоминающего эту разветвлённую систему, у России нет. Более того, она сама продолжает выступает в роли объекта, на который воздействует «машина влияния», сконструированная Вашингтоном: среди российских элит полно американских агентов влияния, настроения общества в значительной степени зависят от информации, распространяемой в социальных сетях и прозападных СМИ.
Попытки «пойти другим путём», создав альтернативные инструменты «мягкой силы», блокируются американскими агентами в центрах принятия решений и манипуляторами, контролирующими информационное поле. Это хорошо видно на примере истории продвижения российской вакцины «Спутник V». Её эффективность признали Аргентина, Словения, Сербия, ряд других стран и часть медицинского сообщества, но этот тренд не пошёл дальше публикаций в Lancet, Cell Reports Medicine и других медицинских журналах.
Фактически провалилась затея с превращением Сан-Марино в рекламный стенд «Спутника V» в Европе. Достоинства российской вакцины оценили только в этом карликовом государстве и соседних регионах Италии. Ни регистрации в Евросоюзе, ни признания её эффективности европейскими СМИ добиться не удалось.
Лежащая на поверхности причина проста: и тех, и других контролируют агенты глобалистов, сотрудничающие с лобби «Биг Фармы».
Говорить о культурном влиянии России тоже не приходится. Оно продолжает снижаться, не выдерживая сравнения с давно внедрёнными по всему миру картинками американского образа жизни. Попытка переломить ситуацию, высадив в 80 странах десанты Россотрудничества, предпринятая во второй половине 2000-х, результата пока не принесла. Отчёты Россотрудничества о проделанной работе – это не результаты, а симптомы провала.
В итоге получается, что главные ресурсы, которыми располагает Россия, – это военная сила и углеводороды. Но в современном мире с его сложной системой балансов силовая компонента может дать гарантию безопасности, но не обеспечить принятие нужного решения. В чисто политической сфере она хорошо работает как дополнительный, но не главный аргумент. А созданная в 90-е схема «нефть и газ в обмен на лояльность» начала сбоить ещё в начале 2000-х, и с тех пор её эффективность, как показали «приключения» при строительстве Южного потока, падает с каждым годом. Более действенным оказывается прямое политическое давление оппонентов.
Две главные проблемы, с которыми сталкивается Россия на постсоветском пространстве, – это ориентация местных элит на Запад, в первую очередь на США, «машина влияния» которых триумфально въехала на территорию Союза ещё до его распада, и проявившиеся в тот же период центробежные тенденции.
Борис Ельцин удерживал руководство стран СНГ в каких-то рамках за счёт контроля над трубопроводной системой (от неё зависели и получатели, и поставщики, и транзитёры), традиционного страха перед Москвой и своей непредсказуемости, которую побаивались даже его западные партнёры. В середине 90-х, когда произошли вторжения талибов в Среднюю Азию, по Москве прошёл слух, что Ельцин пообещал «шарахнуть по Афганистану парочкой ядерных бомб, если талибы пересекут границу бывшего Союза». Было это или нет, доподлинно неизвестно, но талибы в Среднюю Азию не пошли.
Зато и во всех государствах постсоветского пространства активно работали эмиссары Запада, и Москву, которая больше десяти лет тоже смотрела в сторону США и Европы, это не беспокоило. В отношениях с соседними странами она делала ставку на «старые и глубокие связи» и своей игры не вела. Когда уже при Путине в России осознали серьёзность угрозы, было поздно. Авторитет Москвы упал, во власти соседних стран доминировали антироссийские элиты.
Результатом стали серия «цветных» революций и начало формирования «санитарного кордона» вокруг России. Тогда речь шла о территории от Балтийского моря до Чёрного (страны Прибалтики, Украина, Молдавия и Грузия). Сегодня в этот проект пытаются вписать Белоруссию, все закавказские государства и Среднюю Азию.
Развитие ситуации на Украине показало, что ни углеводородными проектами, ни деньгами этот «костёр» не залить. Накануне «оранжевой» революции 2004 года Киев получил массу экономических преференций, а в конце 2013 года, на фоне уже начинавшегося майдана, Москва попыталась «купить» лояльность Украины, открыв для неё кредитную линию на 15 миллиардов долларов, и даже перечислила первый транш. Но это уже не помогло.
Сегодня ситуация на постсоветском пространстве продолжает идти вразнос, лидеры соседних стран играют в многовекторность, продвигаемые Россией интеграционные проекты топчутся на месте, каждый тянет одеяло на себя, а Москва не в состоянии призвать к порядку даже зависящего от её поддержки президента Белоруссии Александра Лукашенко или взять под контроль «дышащую на ладан» Армению, которая, сохраняя свой суверенитет за счёт российских военных, не только продолжает смотреть в сторону США и Франции, но и, забыв или слишком хорошо помня поражение в Нагорном Карабахе, демонстрирует готовность сдаться на милость Азербайджану и Турции.
Последним «взносом» в эту антироссийскую «копилку» стали прошедшие в минувшие выходные парламентские выборы в Молдавии.
По их результатам креатура США президент Майя Санду добилась того, о чём администрация Байдена может только мечтать: установила контроль над исполнительной властью.
При таком раскладе статус-кво, сложившийся в Приднестровье, может быть разрушен, и России придётся или придумывать для Молдавии некий аналог Минских соглашений, которые она не будет выполнять, или воевать, защищая мирных жителей и свои оружейные склады.
И одновременно готовиться к боевым действиям в Таджикистане, который, опасаясь вторжения талибов, уже просит помощи у России и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая в лучшем случае будет символической. При этом соседний Узбекистан рассчитывает на поддержку Турции, авторитет которой существенно вырос после успешной операции в Нагорном Карабахе.
Москва интенсифицировала контакты с государствами Африки в 2017 году на фоне потери интереса к чёрному континенту со стороны администрации Трампа. В течение двух лет Россия подписала соглашения о военном сотрудничестве с Чадом, Мали, Центральноафриканской республикой (ЦАР) и рядом других стран и контракты на поставку вооружений, обслуживание военной техники и обучение военных с 20 африканскими государствами. В 2019 году в Сочи прошёл экономический форум «Россия – Африка», на который приехали представители всех 54 стран континента, в том числе 43 главы государства.
Всё изменилось после того как команда Байдена начала разбираться с африканским наследством Трампа.
В начале июня военное руководство Судана заявило о намерении пересмотреть условия соглашения о строительстве российской военной базы на Красном море.
Это произошло после того как США исключили Судан из списка стран, поддерживающих терроризм, открыв для него возможность более выгодного, чем реализация российского проекта, сотрудничества с западными странами. Ещё одним звоночком стало появление в Судане турецких советников. Окончательное решение по российской базе должен принять суданский парламент, заявила в ходе визита в Москву глава суданского МИД Марьям аль-Махди.
ЦАР, которой российские военные помогли отбить атаки повстанцев, начала разворачиваться от России в сторону Франции, чьей колонией она была до 1960 года. Этому предшествовали решение Парижа приостановить бюджетную помощь и военное сотрудничество с ЦАР и жёсткая кампания по дискредитации российских военных во французских и американских СМИ. Что подтолкнуло руководство ЧАД поставить вопрос о выходе из договора о военном сотрудничестве с Россией, пока неизвестно, но можно быть уверенными, что его тоже чем-то соблазнили или напугали.
Одновременно Вашингтон пытается разрушить связи России с её союзниками в Латинской Америке.
Экономические санкции, череда политических провокаций и, возможно, какие-то выгодные предложения вынудили руководство Венесуэлы начать закрытые переговоры с Вашингтоном.
Затем последовала попытка «цветной» революции на Кубе. А точкой сборки латиноамериканского сюжета стало убийство президента Гаити Жовениля Мойса, который активно взаимодействовал с Венесуэлой и Кубой, налаживал контакты с Россией и, по одной из версий, был убит сотрудниками американской частной военной компании (ЧВК).
Результатом работы США с только что избранным президентом Ирана Ибрагимом Раиси может стать удар по ещё одной болевой для России точке – Сирии. Реанимация ядерной сделки, демонтированной в 2018 году Трампом, и отмена обременительных для Ирана санкций являются весомыми аргументами в переговорах с Тегераном. Цена вопроса – прекращение или сокращение участия Ирана в поддержке режима Башара Асада, что существенно осложнит положение воюющей на его стороне России.
Цель игры, которую ведут США, – запереть Россию на собственной территории и опустить вдоль её границ «железный занавес» в виде враждебных Москве государств. Чтобы завершить этот проект, им нужно взять под контроль Белоруссию, вбить клин в отношения России и Азербайджана и дестабилизировать или создать напряжение в Средней Азии. Для решения этих задач потребуются время и консолидация ресурсов.
Альтернативный и менее затратный вариант – договориться с Россией: пообещать оставить её в покое, если она займётся внутренними проблемами и не будет вмешиваться в дела других регионов.
Именно такой сценарий, якобы предложенный Байденом во время встречи с Путиным в Женеве, обсуждали пару недель назад российские эксперты, и некоторые из них сочли его вполне приемлемым.
Аргументация в пользу принятия этого предложения сводится к тому, что у России нет ресурсов для одновременной игры на многих внешнеполитических полях, и есть много внутренних проблем, которые нужно решать. Поэтому в сложившейся ситуации будет разумно укрыться от невзгод мировой политики за «железным занавесом», сосредоточиться на собственных делах, использовать передышку для наращивания ресурсов и только потом вернуться в мировую политику.
Этот подход отражает настроение той части российской элиты, которая, веря в возможность дружбы с Байденом, начала заигрывания с его окружением ещё год назад, в разгар предвыборной кампании, а сегодня пытается навязать свои представления тем, кто определяет внешнюю политику России. Именно эти настроения транслируют телевизионные эксперты, рассуждающие о «политической вменяемости» Байдена и увидевшие в недавнем визите в Москву спецпредставителя президента США по климату Джона Керри признаки какого-то нового взаимопонимания между Москвой и Вашингтоном.
Чтобы развеять эти иллюзии, достаточно попытаться ответить на вопрос, зачем Байдену запирать Россию в её границах? Может, для того, чтобы она могла спокойно решить свои внутренние проблемы? Это вряд ли. Скорее, чтобы ещё больше ослабить её. Или чтобы окончательно выбить из игры накануне нового передела мира, который должен начаться с создания союза демократий, о котором так много говорят в Вашингтоне.
В этом контексте разговоры об уходе из мировой политики из-за внутренних проблем и отсутствия ресурсов выглядят как оправдание добровольной капитуляции перед мощным, но далеко не всесильным противником. США, конечно, могут управлять каким-нибудь Суданом, но они так и не смогли справиться с талибами. Они могут организовать тотальную травлю любого политика, но в 2019 году затравленная ими Кристины Киршнер (бывший президент Аргентины) вернулась во власть, заняв пост вице-президента. Они умеют устраивать «цветные» революции, но уже разучились доводить их до победного конца.
Что касается внутренних проблем, так они есть у всех, и их очень много у той же Америки.
А нужные для внешнеполитических побед ресурсы невозможно нарастить, уклоняясь от борьбы. Необходимые для любого дела опыт, навыки и ресурсы можно наработать, только занимаясь этим делом, анализируя неудачи и исправляя ошибки. И главное: Россия не обязана копировать США. Вашингтон работает с внешним миром, как удав с кроликом по принципу «подчинить своей воле и поглотить», и очень многим это не нравится. А Москва может выстроить совсем другой, альтернативный проект на основе равноправия и справедливости.
*ИГИЛ- запрещенная на территории РФ террористическая организация
По материалам: “Октагон”