Вопрос в том, надолго ли
Пресловутый борщевой набор, который является индикатором цен на отечественном овощном рынке, перестал дорожать. Причем рост цен прекратился сразу после того, как глава Путин обратился к аграриям с просьбой сдержать его всеми возможными способами. Но, по мнению части экспертов, здесь имеет место простое совпадение — ведь на Северном Кавказе и в Крыму как раз начался сбор урожая.
Мы разбирались, чего ждать дальше от рыночных цен на овощи и от каких факторов они зависят.
Цены на овощи, которые есть практически в каждом доме — морковь, лук, свекла, капуста и картофель, — еще недавно только росли. И не всегда обоснованно. По данным Росстата, в июне морковь подорожала на 37%, картофель — на 20,3%, капуста — на 14,3%.
Однако Минсельхоз после замечания Путина отреагировал на эти изменения довольно быстро. В итоге решено было организовать поставки плодоовощной продукции прямиком на сельхозрынки и ярмарки. Ненужные звенья этой цепи в лице посредников были ликвидированы. А еще торговым сетям рекомендовали уменьшить наценки, которые в ряде магазинов достигают 200%.
За минувшую неделю волонтеры провели более тысячи рейдов по торговым точкам. В итоге нездоровую тенденцию удалось переломить. Ситуация нормализовалась. Правда, некоторые эксперты полагают, что дело не в приложенных усилиях, а в естественном ходе вещей.
– Просто урожай свежий пошел с полей, – говорит кандидат экономических наук Игорь Абакумов. – Сейчас на Северном Кавказе подошла капуста и свекла, в Крыму собирают второй урожай картофеля. Не за горами горячая страда в Московской области.
По мнению Абакумова, такого скачка цен на борщевой набор, как осенью прошлого года, уже не будет. Тогда результатом взлета стали последствия коронавируса. Крупным агрохолдингам пришлось отказаться от дешевого ручного труда из Средней Азии, поэтому без рабочей силы урожай остался гнить на полях. Собирать его, может, и было кому, а вот заниматься сортировкой – решительно некому.
– Наше сельское хозяйство по-прежнему зависит от дешевого ручного труда, а не от автоматизированного, и агробизнес пока не планирует менять свою политику, – отмечает Абакумов. – Сейчас силами мигрантов урожай будет убран и расфасован, борщевой набор уменьшится в цене, но это снижение, я вам точно говорю, будет не радикальное.
Работодателям пришло время задуматься о повышении зарплат тем, кто трудится в полях. Рабочие больше не хотят получать копейки за свой труд. В нашей стране 3 миллиона нелегальных мигрантов, и все они не стремятся на сельхозработы, подыскивая себе менее пыльную работенку, потому что одной тысячи рублей в день, как сейчас платят в большинстве агрохолдингов, людям не достаточно. Нынче все подорожало, вплоть до питьевой воды, и такая плата за услуги явно не удержится.
В Астрахани, где «за бортом» +40, уже платят по 3 тысячи рублей в день. Жаль, что у нас до сих пор нет профсоюза сезонных сельскохозяйственных работников, который бы помогал «рабсиле» отстаивать свои права.
– Кому она нужна, эта морковь по 165 рублей? – удивляется пенсионерка Анна Михайлова. – Я тут зашла в магазин и обомлела. Скоро у всех на огородах вырастет своя. А у кого не вырастет, те пойдут в магазин и купят одну штуку суп заправить. Тяжело, конечно, без дешевой картошки будет, но мне что-то не верится, что цены такими и останутся. Все ж таки вчера морковь на рынке была уже по цена гораздо ниже – по 70.
Куда менее оптимистично настроены фермеры. Например, Александр Почепцов, предприниматель из Клина, считает, что в этом сезоне сложилось слишком много факторов, которые будут способствовать подорожанию продукции.
– Все не дешевеет, посмотрите вокруг, – вздыхает он. – Дизельное топливо дорожает, запчасти стали дороже процентов на 40, а без тракторов в фермерском хозяйстве не обойтись. Тут еще и засуха. Мы качаем воду для полива из водохранилища, но это дополнительные затраты, ведь помпы работают на бензине.
У нас есть дальнее поле, которое вообще орошать не получается. Там морковь выросла всего на 2 сантиметра, то есть ее просто нет. Такое лето, дождей практически не было. А те, что были, как у нас в деревне говорят, только пыль прибили.
Вот с такой объективной реальностью столкнулось в этом году фермерское сообщество в Подмосковье. Но помимо этого существует и субъективная реальность. Своим видением ситуации с «МК» поделился агроном на пенсии Вячевлав Хондырев:
– Мы все сейчас живем в ощущении тревоги и неопределенности, на этом фоне цены только растут или колеблются. Мироощущение мне подсказывает, что осенью капуста будет не дешевле, чем сейчас.
Тем временем в правительстве готовы применить меры, необходимые для сдерживания цен. Виктория Абрамченко, вице-премьер РФ, предложила в регионах и на местах в два раза увеличить количество ярмарок, где будет продаваться плодоовощная продукция. Дмитрий Патрушев, министр сельского хозяйства России, рассказал о том, что ведомство сейчас занимается развитием новых каналов сбыта, в частности, через цифровые площадки. Онлайн-продажи — это наша новая реальность. А сельхозаналитики обещают к октябрю снижение цена на борщевой набор не меньше, чем на 30%, потому что «юг нам поможет».
Светлана Репина
По материалам: “Московский комсомолец”