Как власти мегаполисов придумывают правила для электросамокатов
Во всем мире идет бурная дискуссия о том, каким правилам должны подчиняться владельцы электросамокатов. Во многих городах запрещено ездить на них по тротуарам — только по велодорожкам и иным специально выделенным зонам.
В Москве и Петербурге власти ужесточили правила использования электросамокатов, это произошло после ряда случаев наезда на пешеходов, в Петербурге было даже возбуждено несколько уголовных дел и прошли обыски в офисах сервисов шеринга. Максимальную скорость ограничили 25 км/ч в столице и 20 км/ч в Санкт-Петербурге, а по Невскому проспекту ездить на самокатах теперь вообще нельзя. В последние годы необходимость как-то вписать электросамокаты в схему дорожного движения осознали власти многих крупнейших мегаполисов.
Лондон, Великобритания
Очень долго электросамокаты были в Великобритании под полным запретом, кататься можно было только на частных территориях с разрешения землевладельца. Поклонники этого вида транспорта настаивали, что в пандемию самокаты более безопасны, чем автобусы и метро, и в любом случае более экологичны, чем частный автотранспорт. Власти согласились, и в 2021-м начался так называемый пробный период длиной в год, когда в ряде городов, включая Бирмингем и Манчестер, появились сервисы проката электросамокатов.
В июне 2021 года сдался Лондон, впрочем, далеко не весь. Пять боро — Ричмонд, Илинг, Хаммерсмит и Фулхэм, Кенсингтон, Челси — плюс лондонский Сити разрешили прокатным сервисам Dott, Lime и Tier разместить на своей территории самокаты (через Тауэр-Хамлетс проезжать можно, но парковки для самокатов там нет, только в Кэнэри-Уорф). Самокаты настроены так, что за пределом выбранных боро они отключаются и перестают ехать. Стоимость — £1 за разблокировку и потом порядка 20–30 пенсов за минуту.
Есть ряд ограничений. Чтобы арендовать самокат, нужно быть старше 18 лет, иметь водительские права и просмотреть курс обучения. Скорость ограничена 12,5 милями в час (чуть более 20 км/ч). Ездить можно только по велодорожкам, ни в коем случае не по тротуару. Езда в нетрезвом виде наказывается так же, как и для других видов транспорта.
При этом частные электросамокаты в Великобритании по-прежнему вне закона. С начала года в Лондоне было изъято порядка 800 частных электросамокатов. Штраф за езду на них по улицам города составляет порядка £300 и грозит неприятными отметками в водительских правах.
Париж, Франция
Франция легализовала электросамокаты в 2019 году, и с тех пор разные города вводили свои уточняющие правила. Например, в Париже можно кататься не только на прокатных, но и на собственных самокатах, если они соответствуют требованиям: обязательны передний и задний фонари, система звукового оповещения наподобие велосипедного звонка, исправная тормозная система.
Водитель самоката должен быть старше 12 лет, водительские права не требуются. По тротуарам Парижа ездить нельзя, штраф за это €135. Скорость ограничена 20 км/ч. Человек на электросамокате не имеет права слушать музыку в наушниках, разговаривать по телефону, быть в нетрезвом состоянии. Нельзя на одном самокате ехать вдвоем.
Мичиган, США
В США нет федерального закона, который регулировал бы эту сферу, поэтому многие решения принимаются на уровне штатов. Законодательство штата Мичиган считается одним из самых лояльных по отношению к электросамокатам. Во-первых, здесь разрешено ездить не только по велодорожкам, но и по тротуарам, при этом, правда, следует уступать дорогу пешеходам и предупреждать их звуковыми сигналами. Во-вторых, не нужны водительские права и страховка, сам самокат не нужно регистрировать.
Детям младше 12 лет ездить на электросамокатах нельзя, те, кто моложе 19 лет, обязаны надевать шлем. Самокат должен быть оборудован передним и задним фонарями, включать их требуется в темное время суток. Можно ездить по дорогам, держась правой стороны, но нельзя лавировать между потоками машин.
Мария Абакумова
По материалам: “Forbes”