Политические ходы Кремля обваливают рубль

Паника на валютном рынке ускоряет падение рубля и приближение кризиса.

521

Обострение ситуации в Крыму ожидаемо обрушило российские фондовый и валютный рынки. Сводки Центрального банка напоминают военные — каждый день рубль ставит антирекорды. И теперь россияне с ужасом следят не только за происходящим на Украине, но и в своих кошельках. В понедельник курсы евро и доллара на открытии торгов на Московской бирже в очередной раз обновили свои исторические максимумы: доллар торговался на уровне 36,388 руб., за евро давали 50,3175 руб. Индексы упали на 8–9,6%. Для игроков валютного рынка это было предсказуемым – ратификация ввода войск в Крым, как и в августе 2008 года, после начала российско-грузинского вооруженного конфликта, неминуемо обрушила российский рынок.

В итоге, экономисты зафиксировали рекордное падение курса рубля по отношению к доллару и евро. А люди в массовой истерике скупают валюту: спрос на доллары и евро вырос примерно на 200 процентов. Ситуация выходит из-под контроля. Все избавляются от стремительно дешевеющих рублей и переводят сбережения в валюту. Однако пока россияне судорожно пытаются не потерять последнее, казна уверенно пополняется за счет разницы курсов. Надо ведь как-то набивать прохудившиеся за Олимпиаду закрома.  «Причина ослабления рубля в том, что Россия не использовала исторический шанс и проела поток нефтедолларов, который на нее пролился в тучные нулевые годы. За эти годы наша экономика стала гораздо более зависимой от внешних факторов — от цен на нефть, от уровня процентных ставок по внешним займам, от притока иностранной рабочей силы. За эти годы она стала менее конкурентоспособной — резко выросшие зарплаты делают ее непривлекательной для многих инвестиционных проектов. А значит, надежд на то, что за счет роста несырьевого экспорта позиции рубля укрепятся, практически нет», – говорит экономист, экс-зампред ЦБ РФ Сергей Алексашенко.

«Нынешний курс как раз отражает реалии, то есть ухудшение нашего торгового баланса, рост импорта и стагнацию экспорта, – говорит старший научный сотрудник Института Гайдара Сергей Жаворонков. –  При этом девальвация рубля выгодна Центробанку: расходы бюджета номинированы в рублях, а основные доходы мы получаем от внешнеэкономической деятельности, и они номинированы в валюте. Таким образом, девальвация примерно на рубль означает появление в бюджете более 150 млрд рублей дополнительных доходов — удобный способ пополнения бюджета без проведения каких бы то ни было реформ».

Однако пока вершится большая политика и экономика, обычные люди трясутся за то, как все эти скачки и глобальные подвижки повлияют на их кошелек. Самое неприятное в девальвации — паника на валютном рынке, массовая скупка валюты. Жил человек спокойно с деревянными, и евро, в общем, были ему не нужны, но вдруг бросился менять, а тут скачок курса – и обидные потери. А если дальше начнут снимать деньги с рублевых депозитов? Достаточно вспомнить примеры Аргентины и Венесуэлы, когда резкое падение курса национальной валюты вызвало панику, был введен валютный контроль, определено, что с ней можно делать, а чего нельзя, появился черный рынок, новые статьи в УК за спекуляцию… Такого опыта государство, конечно, хочет избежать. Может поэтому, недавно без лишней огласки  в Госдуму был внесен законопроект по ограничению валютных операций? Так что валютные счета – не гарантия спасения вложений. Если перекладывать из одной валюты в другую, во-первых, можете не угадать точку перегиба, когда доллар снова начнет снижаться, а, во-вторых, потерять на комиссии, в случае с депозитами – на процентных ставках. Или в любой момент ЦБ прекратит выдачу долларов и евро на руки, и валютные вклады превратятся в рублевые, причем по тому же невыгодному курсу. Так что экономисты советуют: если оставлять накопления в рублях страшно, можно попробовать вложиться в экзотические валюты вроде шведской и датской кроны, польского злотого, канадского доллара. А вот с японской иеной, швейцарским франком, привязанным к евро, и с валютами сырьевых стран типа Норвегии или Австралии, которые сильно зависят от колебаний цен на сырье, лучше не связываться. Валютные скачки ударят и по потреблению. Первым делом придется снова столкнуться с сильной инфляцией и ростом цен на импортную продукцию, особенно в области электроники, бытовой химии, легкой промышленности. Причем, в этот раз инфляцию сильнее всего почувствует так называемый средний класс – те, кто потребляет импорта больше, чем отечественных товаров. В общем, новая волна кризиса, о которой столько говорили, накатывает довольно стремительными темпами. А как ее встречать – с долларами или без, для обычных людей уже не сильно важно. Как не крути, не меняй и не запасайся – государство все равно свое возьмет.

Таисия ИЛЬИНА

Ранее

Налетай, подешевело!

Далее

Фантом веры

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru