Сейчас уже никто не помнит, с чего все началось, но всю первую половину нынешнего года Бамбайск сотрясали митинги и демонстрации оппозиции. Практически все жители областного центра что-то требовали и за что-то боролись. Либералы – за еще большую либерализацию. Демократы – за подлинную демократизацию. «Низы» – против «верхов», те – против «низов»… И все вместе требовали отставки руководства, т.е. губернатора Итыбрутова.
Но по мере приближения весны общественная активность стала спадать. Толпа на бамбайском Гайд-парке – Холодной площади – заметно поредела. «Низы» отправились сажать картошку, «верхи», как водится, – на Канары. О требовании заменить губернатора все забыли. Чему, как я предполагал, он должен был только радоваться.
Однако, посетив его во время очередной командировки в Бамбайск, я застал Итыбрутова в минорном настроении и даже несколько растерянным.
– Похоже, вы, Юлий Цезаревич, не рады тому, что общественная активность поутихла, и нападки на вас прекратились…
– Еще как не рад… Понимаешь, Барт, требуя моей отставки, оппозиционеры высказывали довольно много умных мыслей и дельных предложений. Изучая их, мы, в губернаторской администрации, по крайней мере, знали, что делать и на что обращать внимание. А многое из того, о чем говорилось на Холодной площади, если ты заметил, мы осуществили на практике.
– Например?
– Ну, скажем, вернули народу ликвидированную когда-то выборность глав районных администраций. Помнишь, как ликовала по этому поводу оппозиция, и как вырос мой рейтинг среди бамбайцев – я и народу потрафил, и свой авторитет укрепил.
– Кстати, демонстранты требовали, чтобы в отставку ушли не только вы, но и некоторые чиновники вашей администрации…
– И я их действительно уволил. Благо, поводы для этого появились. Министр спорта не обеспечил победу бамбайской сборной на первенстве России по пинг-понгу. А министр науки не смог продвинуть в нобелевские лауреаты ни одного бамбайца. Не знаю, лучше ли пойдут дела у новых министров, но то, что от старых мы избавились благодаря требованиям оппозиции, – это точно…
– Выходит, от акций протеста больше пользы, чем вреда?
– Пожалуй. А главное – и я, и моя администрация знали, чем заниматься, что волнует народ и какие вопросы надо решать. Кстати, похоже, что таких вопросов вообще не осталось – мы выполнили все требования оппозиции.
– Кроме одного, Юлий Цезаревич, главного, – отставки губернатора… На митингах все говорили, что после вашего ухода дела в области пойдут лучше…
– Ты, Ухвальд, тоже так считаешь? А почему?
– А потому, что, согласитесь, хуже уже некуда…
…Что-то мне подсказывает, что внутренне губернатор со мной согласился. Интересно, подаст ли в отставку?
Барт Ухвальд