Чего достигла «Росгеология» за 10 лет своего существования
Недавно исполнилось 10 лет со дня создания холдинга АО «Росгеология» и Президент России Владимир Путин поздравил его коллектив со столь знаменательным событием, отметив весомый вклад в изучение недр. Удивило, что после хвалебного поздравления не последовало, как обычно, награждения заслуживших товарищей.
На официальном сайте «Росгеологии», в разделе Предприятия холдинга говорится о выдающихся успехах компании:
«Предприятиями холдинга открыто более 1000 месторождений, среди которых – крупнейшие месторождения углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, такие как: Астраханское (2,5 трлн. м³ газа), Тенгизское (3,1 млрд. т нефти), Ковыктинское (1,9 трлн. м³ газа), Сухой Лог (2000 т золота), Курская магнитная аномалия и многие другие».
Утверждение отдает, мягко говоря, пребольшим лукавством. Ведь перечисленные месторождения открыли предприятия Министерства геологии СССР еще задолго до создания АО «Росгеология», которое не является правопреемником какой-либо советской организации. Так, Астраханское газоконденсатное месторождение было открыто в 1976 г., Тенгизское нефтегазовое месторождение, принадлежащее не России, а Казахстану, открыли в 1979 г., Ковыктинское газоконденсатное – в 1987-м, месторождение золота и серебра Сухой Лог, названное «заначкой» СССР, открыли в 1961 году. А вот Курскую магнитную аномалию, один из крупнейших в мире районов по запасам железной руды, по аномальным скачкам магнитной стрелки компаса в этих местах обнаружили столь «оригинальным» геофизическим методом еще при царе-батюшке Александре III в 1883-м, добычу же начали в Советском Союзе в 1931 году. То же можно сказать о прочих «более 1000 месторождений», открытых в советские времена. Но за последние 30 лет в России не нашли ни одного нового крупного месторождения полезных ископаемых. И все приросты запасов за последние десятилетия также получены за счет использования поискового задела прошлых лет. Однако они далеко не полностью компенсируют извлеченные и потребленные объемы минерального сырья.
Если учесть, что предварительно оцененные запасы и прогнозные ресурсы определяют поисково-разведочный задел и, следовательно, возможности развития минерально-сырьевой базы, то создавшееся положение с ее воспроизводством является весьма тревожным. Анализ сложившейся ситуации подробно изложен в публикации д.т.н., профессора Евгения Козловского Системный кризис исследований недр и обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны («Промышленные ведомости» № 1-2, апрель 2016 г.).
Какой же «весомый вклад в изучение недр, … воплощая в жизнь востребованные проекты по поиску перспективных районов добычи полезных ископаемых, разработке месторождений арктического шельфа», вносит холдинг? Это пояснила Счетная палата в своем недавнем, опубликованном в мае, отчете. В нем говорилось:
«На 1 января 2021 года не выполнены работы (этапы работ) по 45 контрактам на сумму 4,138 млрд. рублей или 27,7% от предусмотренного объема, в том числе по 37 контрактам, заключенным в 2016-2019 годах, на сумму 4,021 млрд. рублей».
В 2019 году не были исполнены госконтракты на 4,9 млрд. рублей. Наибольший объем неисполненных обязательств образовался по контрактам на воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов на сумму 3,28 млрд. рублей, что составляет 81,6% от общей стоимости невыполненных работ.
До начала 2020 года холдинг был монопольным исполнителем госзаказов по поиску полезных ископаемых. По данным Счетной палаты, в 2015–2019 годах Роснедра заключили с холдингом 248 контрактов на 76 млрд. рублей, но в 2020-м – уже только на 6,5 млрд. рублей, так как допущенные к конкурсу другие предприятия предложили более выгодные условия исполнения госзаказов. В 2019 году убытки «Росгеологии» превысили 4 млрд. рублей.
В отчете Счетной палаты отмечалось, что «Росгеология» в основном функционирует за счет госконтрактов, поступления от которых составляют более 80% выручки. Причем доля работ по контрактам, выполняемых непосредственно материнской компанией АО «Росгеология», составляет в стоимостном выражении всего лишь около 10%. Основной объем геологоразведочных работ осуществлялся субподрядчиками из числа дочерних обществ холдинга и сторонних организаций, часть которых не выполнила контрактных обязательств.
В апреле этого года вице-премьер правительства и полномочный представитель президента страны в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поручил министру природных ресурсов и экологии разобраться в причинах срыва «Росгеологией» на протяжении трех лет разведки месторождений газа в Камчатском крае и неэффективности проведения геологоразведочных работ в Якутии. Срыв работ по поиску газа вынудил энергетиков Камчатки возобновить использование на местных ТЭЦ вместо газа мазута, что привело к ежегодным потерям в три миллиарда рублей.
Что касается разработки холдингом месторождений арктического шельфа, то и это утверждение явилось ошибочным. Ведь «Росгеология» занимается поиском новых месторождений, а их разработка, то есть эксплуатация, включая доразведку эксплуатируемых месторождений, – предмет деятельности добывающих компаний. Что касается работ на арктическом шельфе, то холдинг провел там лишь относительно небольшой объем геофизических исследований с использованием судна. Для разведочного бурения на арктическом шельфе у холдинга нет необходимого оборудования.
За десять лет существования “Росгеологии” сменилось четыре гендиректора, причем ни один из них не имел образования по какой-нибудь геологической специальности и никогда до назначения в холдинг в геологии не работал. Двое из них вынуждены были уйти после серьезных скандалов. С апреля 2019 г. холдинг возглавил бывший гендиректор Внешэкономбанка Сергей Горьков, который, в отличие от своего предшественника, лингвиста и переводчика, является по образованию и профессиональной деятельности финансистом.
А принципиальные причины неудач в деятельности «Росгеологии», как и у подавляющего большинства других предприятий страны, кроются в порочной экономической политике государства, препятствующей устойчивому развитию страны. Под устойчивым развитием понимается способность государства к расширенному воспроизводству совокупного национального капитала расширенным воспроизводством всех его составляющих.
В советские времена Министерству геологии СССР – Мингео прямо или через республиканские министерства геологии подчинялись многочисленные геологические предприятия во всех регионах страны. Мингео являлось хозяйствующим субъектом, оно в рамках общегосударственных планов развития экономики планировало все работы по опережающему поиску новых месторождений полезных ископаемых и воспроизводству минерально-сырьевой базы, координировало их проведение и отвечало за их выполнение. В 1970-1980-х годах, «золотой век» советской геологии, было впрок разведано много месторождений, запасов которых хватило на приснопамятные 1990-е и последующие годы. С 1975-го по 1989 год Министерство геологии СССР возглавлял выдающийся геолог с мировым именем, лауреат Ленинской и нескольких Государственных премий, Евгений Козловский. После окончания Московского геологоразведочного института свою будущую трудовую, научную, государственную и преподавательскую деятельность он начинал рабочим геологической поисковой партии.
Сейчас руководство геологоразведочными работами зачастую доверяется людям без должного образования и опыта работы, не прошедшим все ступени профессионального мастерства.
Сегодня к геологоразведочным работам какое-то отношение имеет Федеральное агентство по недропользованию – Роснедра, которое находится в ведении Минприроды. Но оно лишь организует государственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов и проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Через него проводится и бюджетное финансирование этих работ. Поэтому Роснедра играет лишь некую посредническую роль и фактически не отвечает за результаты проводимых работ, выполняемых подрядными организациями. Число геологических организаций в стране существенно сократилось, и в ведении Роснедр их осталось лишь порядка десятка.
Пока «проедали» и разворовывали советское сырьевое наследство, почти исчезли два-три поколения специалистов, его создававших, и была разрушена прежняя стройная система научных, поисковых и геологоразведочных работ. Фактически была развалена также государственная система территориальных производственных управлений — основа прежней мощной советской геологии.
О масштабах развала в России прежней государственной системы геологоразведочных работ и расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы в какой-то мере говорит сравнение АО «Росгеология», до недавнего времени монопольно выполнявшего государственные заказы, только с одной из множества организацией Министерства геологии СССР – «Главтюменьгеологией», которая была самой мощной геологической службой в мире. В конце 1980-х годов, в пору своего расцвета, в «Главтюменьгеологии» только основные работы – буровые и геофизические выполняли 11 объединений, 50 нефтеразведочных и геофизических экспедиций, количество буровых бригад приближалось к ста, а бригад по испытанию скважин – к 60. В состав «Главтюменьгеологии» входили три научно-исследовательских и один проектный институт, вычислительный центр и лаборатория, оснащенная новейшим оборудованием, а также экспедиция по подсчету запасов углеводородного сырья. Общее число работников «Главтюменьгеологии» к 1988 г. достигло ста тысяч.
С 1953-го по 1991 г. «Главтюменьгеология» открыла 550 месторождений нефти, газа и газоконденсата. Среди них такие уникальные, с запасами газа более 500 млрд. м3 и нефти более 300 млн. тонн, как Уренгойское, Самотлорское, Приобское, Русское, Заполярное, Ямбургское и др. Об этом своем «весомом вкладе» в изучение недр руководство «Росгеологии» почему-то забыло, или поскромничало, упомянуть. Наиболее крупные открытия были сделаны, когда «Главтюменьгеологией» руководили известные геологи Рауль-Юрий Эрвье и Фарман Салманов. Эрвье был инициатором и организатором проведения широкомасштабных поисковых и разведочных работ на большей части Западной Сибири, закончившихся 70 лет назад открытием и последующим освоением крупнейшей тогда в СССР Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Для большей полноты сравнения прежней и нынешней государственных геологических служб сопоставим также структуры Роснедр и Министерства геологии СССР. На начало 2017 года в ведении Роснедр находилось лишь 10 федеральных государственных унитарных предприятий – научно-исследовательских и производственных организаций, 17 бюджетных учреждений и 11 территориальных органов. По состоянию на 1 января 2016 года численность работников центрального аппарата Роснедр составляла 109 человек, территориальных органов – 690 человек, а работников подведомственных организаций – 10 432 человека.
Для сравнения: в 1978 г. в Министерстве геологии СССР действовало 67 производственных геологических объединений, пять производственных и два научно-производственных объединений. Основной производственной единицей являлись геологоразведочные экспедиции, количество которых в разные годы в среднем составляло около 650. В министерстве создали уникальное Всесоюзное промышленное объединение по производству геологоразведочной техники. Штатную численность центрального аппарата министерства установили в количестве 621 человек. По оценкам, количество работников геологических организаций на территории РСФСР достигало 800 тысяч человек. Общее же число работников Роснедр и «Росгеологии» с предприятиями не превышает 26 тысяч, то есть почти в четыре раза меньше чем в «Главтюменьгеологии».
Сейчас Роснедра возглавляет геолог, но до него шесть лет Роснедра возглавлял… ветеринар. Начальство «Росгеологии» в отличие от руководителей «Главтюменьгеологии» советских времен по своему образованию и опыту работы во многом весьма похоже на руководство Минприроды. Отсюда проистекают и основные цели деятельности руководства холдинга. По результатам первой проверки Счетной палаты, проведенной в 2017 г., средняя годовая заработная плата руководителей материнской компании «Росгеологии» с 2015-го по 2017 год составила около 750 тысяч рублей. Она в 15 (!) раз превышала среднюю годовую заработную плату работников холдинга. Замечу, в СССР заработки бурильщиков скважин нередко значительно превышали зарплату министра геологии, но которая лишь втрое превышала среднюю заработную плату в отрасли.
Как отмечалось, доля работ по контрактам, выполняемых непосредственно материнской управляющей компанией «Росгеология», составляет в стоимостном выражении около 10%. Однако ее доход в общем объеме выручки холдинга составляет почти половину и приходится треть его прибыли. Счетная палата также установила, что управляющая компания «Росгеология» получает немалые доходы от передачи ей дочерними предприятиями полномочий единоличного исполнительного органа, вследствие чего гендиректор холдинга стал одновременно их гендиректором.
Помимо упомянутых выше оплачиваемых услуг, на основании заключенных со своими дочерними обществами договоров «Росгеология» осуществляет также полномочия единоличного исполнительного органа по руководству их текущей управленческой деятельностью, включая контроль финансовых потоков, решение имущественных и кадровых вопросов. За это материнская компания «Росгеология» в соответствии с условиями договоров удерживает еще и до 5% с доходов дочерних обществ.
Еще одна новация – управляющие директора дочерних предприятий холдинга являются штатными сотрудниками… материнской «Росгеологии». Они же почему-то подписывают и все договора с ней, а гендиректор холдинга, как отмечалось, является гендиректором почти всех «дочек». Абсурдность и порочность такого управления очевидна, учитывая еще и разбросанность дочерних предприятий по всей стране. В частности, при подобных отношениях хозяйствующих субъектов не реализуются предусмотренные меры ответственности материнской компании, пени и штрафы ей не начисляются и не взыскиваются. В отчетах Счетной палаты отмечалось, что вследствие централизованного управления дочерними предприятиями нарушилась оперативность решения многих вопросов, в том числе при выполнении договоров подряда, что отражается на сроках выполнения и качестве работ.
По мнению многих специалистов для обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны необходимо создать Министерство геологии и недропользования России. В частности, с этим предложением несколько лет назад обратились в правительство авторитетные специалисты, руководители Ассоциации геологических организаций Евгений Козловский и Алексей Варламов. Создать министерство они предложили реорганизацией Роснедр с передачей в состав министерства из Минприроды России Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования, а также всех полномочий по нормативно-правовому регулированию и контролю в этой сфере. В новое министерство предложено было также передать все геологоразведочные предприятия, принадлежащие государству, включая дочерние предприятия «Росгеологии» с преобразованием их в государственные организации, и упразднив холдинг.
Реакции на обращение авторитетных геологов не последовало. Спрашивается, намерены ли власти восстановить и развивать минерально-сырьевую базу страны как основу ее национальной безопасности, или будут обходиться поздравлениями о несуществующих успехах?
Моисей Гельман
По материалам: “Новые Известия”