Задолженность «Уралхима» и «Уралкалия» перед Сбербанком достигла триллиона рублей
Олигарх Дмитрий Мазепин в ближайшее время рискует попасть в эпицентр скандала с аудитом принадлежащих ему активов. Дело в том, что его предприятия могут оказаться глубоко убыточными. На это наслаивается огромная сумма долга «Уралхима» и «Уралкалия» перед «Сбером», приближающаяся к триллиону рублей.
При этом, как отмечает «Росбалт», до прихода Мазепина в 2013 году сумма долга «Уралкалия» была на порядок меньше – 154 миллиарда.
Эксперты предсказывают, что в ближайшее время «Сбербанк» начнет тщательный аудит активов олигарха, что в конечном итоге может привести к смене собственника крупных заводов. Однако даже это может не помочь некогда успешным предприятиям. Многолетний недостаток финансирования фактически уничтожил действующие заводы. Для поддержания их нормального функционирования новому владельцу придется вкладывать сотни миллиардов рублей.
За последнее десятилетие «Уралхим» запомнился лишь закрытием производств и демонтажом производственного оборудования. Объем выпуска продукции снизился в три раза, а с ее разнообразием дела обстоят еще хуже. Одновременно с этим Мазепин экономит на экологической составляющей производства, из-за чего всего в 90 километрах от Кремля разрастается опасная «белая гора» химических отходов, уже достигающая высоты 110 метров вместо заявленных в первоначальном проекте 60 метров.
Одновременно с этим Мазепин использует сложную схему для ухода от налогов, за бесценок продавая продукцию предприятий собственным фирмам-прокладкам, а те уже реализуют ее по рыночной цене. Для того, чтобы скрыть эту аферу, Мазепин пытается прикрыть принадлежащий «Уралхиму» Воскресенский химический завод (ВМУ).
Деньги, полученные нечестным путем через эти фирмы, Мазепин тратит на дорогую недвижимость. За последний год он приобрел своей семье уже третий роскошный дом на Лазурном берегу и второй в Сардинии, отмечают СМИ.
Но долги предприятий – это еще не все долги олигарха. К астрономическим суммам могут прибавиться еще $2 млрд по иску «Тольяттиазота». Это предприятие, которое Мазепин пытался захватить рейдерским путем. Акционеры ТОАЗа обратились в Высокий суд Ирландии по делу о «сговоре ответчиков с целью мошеннического завладения акциями ПАО «ТОАЗ». Суд дал делу «зеленый свет».
Стоит отметить, что 60% «Уралкалия» находится в залоге у «Сбербанка». При этом аудит сложной системы Мазепина может показать, что реальная стоимость предприятия значительно ниже указанной в бумагах. Вполне вероятно, что в залоге у банка окажутся «пустышки» – неликвидные активы, которые ничего не стоят, хоть и отмечены как «высокодоходные».
Эксперты сходятся во мнении, что уже при покупке ВМУ по кредитной линии «Сбербанка» стоимость предприятия на бумаге была искусственно завышена в 80 раз. Вероятно, солидная часть заемных у банка средств могла вернуться в карман олигарха по договоренности с продавцами.
Кредиты Мазепина для «Сбербанка» определенно являются плохими активами. При этом передача производств под управление новым топ-менеджерами поставит будущих владельцев предприятий в неудобное положение. Ведь объем их недофинансирования может достигать 1,5-1,7 трлн руб.
Однако только смена собственника может в конечном итоге спасти некогда легендарные предприятия. В нынешних обстоятельствах все они рано или поздно окажутся ликвидированы, а тысячи людей будут выброшены на улицу без работы, считают журналисты.
Александр Петров
По материалам: “Наша Версия”