АФК «Система» Владимира Евтушенкова и En+ Group Олега Дерипаски ведут переговоры о разделе долей в компании Natura Siberica, выяснил Forbes
АФК «Система» ранее договаривалась о покупке долей первой жены Трубникова Ирины и ее детей, а бывшие структуры Дерипаски судятся с Natura Siberica из-за прошлогоднего пожара на производстве.
АФК «Система» Владимира Евтушенкова и структуры Олега Дерипаски договариваются о распределении долей в компании Natura Siberica, рассказал Forbes источник, знакомый с ходом переговоров. Другой источник Forbes, ранее интересовавшийся покупкой доли одного из наследников Андрея Трубникова, подтвердил, что и АФК «Система», и компания En+ Group Олега Дерипаски сейчас «в игре» за участие в капитале Natura Siberica.
Ранее АФК «Система» вела переговоры о покупке долей первой жены Андрея Трубникова Ирины и ее детей Дмитрия и Екатерины, писал The Bell. Затем третья жена Трубникова Анастасия тоже смогла договориться о продаже доли, которую она должна получить при распределении наследства, знает источник, близкий к одной из групп наследников. По его словам, на ее будущую долю может претендовать холдинг Евтушенкова. По словам собеседника Forbes, знакомого с ходом переговоров, сначала покупателем доли Анастасии Трубниковой выступала Proxima Capital Group Владимира Татарчука, но затем она «отдала свою позицию» компании АФК «Система». Представитель АФК «Система» заявил Forbes, что компания не вела и не ведет никаких переговоров с Proxima Capital Group. Если «Система» договорится одновременно с первой и третьей женами Трубникова, после распределения наследства ей может отойти от 85% до 90% Natura Siberica.
Собеседник Forbes, близкий к одной из групп наследников, рассказал, что Natura Siberica оценивается примерно в $100 млн. Генеральный директор Infoline Михаил Бурмистров в разговоре с The Bell назвал $70–100 млн самой оптимистичной оценкой. Столько бизнес, по его мнению, стоил бы, если бы в компании не было акционерного конфликта и она не участвовала бы в громком судебном процессе. Сам Андрей Трубников в конце 2020 года в своем последнем интервью оценивал компанию в $500 млн.
Председатель совета директоров Proxima Capital Group Владимир Татарчук и представитель Анастасии Трубниковой отказались от комментариев. Представитель Олега Дерипаски заявил, что бизнесмен «не имеет никакого отношения к кризису в Natura Siberica, спровоцированному конфликтом акционеров компании». В En+Group заявили Forbes, что компания «не имеет отношения к ситуации, касающейся конфликта в рамках наследственного дела».
При чем тут структуры Олега Дерипаски
Наследственный процесс развивается на фоне многомиллиардного иска к ООО «Первое решение». Он связан с ущербом от пожара на Дмитровском опытном заводе алюминиевой и комбинированной ленты (ДОЗАКЛ), где Natura Siberica арендовала помещения. В мае 2020 года в суд подала компания «Эн+ Рециклинг», на которую были оформлены энергоснабжающие активы завода. Еще одним истцом стало ООО «ДОЗАКЛ». Впоследствии на месте истца «Эн+ Рециклинг» сменила компания «Ингосстрах» (страховщик сгоревшего завода). На данный момент «Ингосстрах» требует почти 1,5 млрд рублей, ДОЗАКЛ — примерно 2,7 млрд рублей. Итого — почти 4,2 млрд рублей.
И «Эн+ Рециклинг», и ДОЗАКЛ, и «Ингосстрах» связаны с Олегом Дерипаской, писал The Bell. Структуры Евтушенкова и Дерипаски ведут переговоры о разделе будущего контрольного пакета в Natura Siberica как раз в рамках урегулирования иска на 4,2 млрд рублей, говорит источник Forbes, знакомый с ходом переговоров. По его словам, на данный момент стороны договорились поделить контрольный пакет поровну.
В начале 2021 года «Первое решение» подало ответный иск к ДОЗАКЛ о взыскании ущерба и упущенной выгоды почти на 500 млн рублей. «Первое решение» проиграло суд и апелляцию, затем подало жалобу в кассационную инстанцию.
В июне ДОЗАКЛ попросил отложить разбирательство на конец июля, чтобы попытаться мирно урегулировать спор. Такие же ходатайства в изначальном деле о возмещении ущерба от пожара подали и ДОЗАКЛ, и «Первое решение» (все ходатайства есть в распоряжении редакции). Заседание перенесли на 16 августа, но затем вновь перенесли — на 14 сентября. Вторая отсрочка была связана со сменой руководства Natura Siberica и ходатайством о привлечении доверительного управляющего в процесс в качестве третьего лица, заявил источник, представляющий одну из сторон в этом деле.
Что известно о конфликте наследников с новым руководством
Ирине Трубниковой принадлежат доли во всех юридических лицах Natura Siberica. Всего, по данным Natura Siberica, у нее более 40% в бизнесе. Ее двое детей при распределении наследства должны будут получить по 15% или по 10%, если Анастасия Трубникова сможет признать иждивенцами Андрея Трубникова и претендентами на его наследство детей, рожденных вне брака с ним. Сама Анастасия Трубникова указывала, что суммарная доля ее детей и ее самой в наследстве Андрея Трубникова — 30,99%. Если ее детей не признают иждивенцами, она получит 15% компании. Как своей долей хочет распорядиться дочь Трубникова от второго брака Елизавета (ее мать не является претендентом на наследство) — неизвестно.
В июне сменился доверительный управляющий долями умершего Андрея Трубникова. Новым доверительным управляющим стал Григорий Жданов, бывший член совета директоров банка «Восточный» (он представлял в банке интересы фонда Baring Vostok, который владел его долей). Прежним доверительным управляющим долями Трубникова был Борис Любошиц и его агентство «Сезар консалтинг». По словам Любошица, за несколько месяцев он не смог получить доступ к документам Natura Siberica, которые нужны были ему, чтобы провести аудит и управлять компанией. Поэтому он подал заявление о расторжении договора доверительного управления нотариусу Айгуль Карнауховой, которая ведет наследственное дело Трубниковых.
После вступления в должность Жданов назначил новым гендиректором нескольких юрлиц Natura Siberica некоего Дмитрия Ганзера (с 2017 года он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Ульяновске). Он, в свою очередь, избрал президентом компании Сергея Буйлова, который уже работал на этой должности с конца 2017-го по начало 2019 года. После этого, согласно его выписке из ПФР (есть в распоряжении редакции), он работал в ПАО «Группа Черкизово».
12 августа сотрудники Natura Siberica заявили, что новый президент косметической компании Сергей Буйлов аннулировал пропуска для доступа в офис совладельцам и наследникам основателя группы Ирине и Дмитрию Трубниковым, а также ее «ведущим сотрудникам». В коллективном письме (есть в распоряжении Forbes) они сообщили об отказе работать с новым руководством.
На следующий день в Instagram-аккаунте Natura Siberica появилось сообщение о том, что десятки сотрудников компании собрались перед ее главным офисом и «боятся войти внутрь, потому что в здании, перед ним и на этажах стоят крепкие молодые люди бойцовской наружности». Сотрудники «наблюдали взломанные кабинеты» и «видели, как из офиса было вынесено несколько чемоданов документации», говорил «Газете.ru» юрист Кирилл Попов, представляющий интересы Ирины и Дмитрия Трубниковых.
В тот же день, 13 августа, в интервью The Bell Ирина Трубникова назвала действия нового руководства Natura Siberica рейдерским захватом. По ее словам, сотрудников компании, работающих удаленно из-за пандемии, сначала вызывали срочно по звонку в офис, а потом на месте сообщали, что они отстранены. Сама Трубникова 13 июня смогла пройти в здание, где находится офис Natura Siberica, но в бухгалтерию ее не пустили. «Слава богу, моих сотрудников еще не побили, но напугали очень сильно», — сказала она. До последних событий Ирина Трубникова фактически управляла Natura Siberica, говорил The Bell ее представитель.
Григорий Жданов не согласен с заявлениями сотрудников компании о рейдерском захвате. «Все, что я видел, — электронный текст [открытого письма] с перечнем фамилий, но без единой подписи напротив фамилий, и посты в официальном сообществе в соцсетях, — говорит в беседе с Forbes Жданов. — При всем уважении, ни то, ни другое не является значимым свидетельством какой-либо позиции сотрудников. Хотя, надо признать, это оказывает убедительное впечатление на общественность. Рейдерский захват в данном случае — утверждение, которое является недостоверным».
Гендиректор Natura Siberica Дмитрий Ганзер и ее президент Сергей Буйлов утверждают, что менеджмент дал указание блокировать доступ в офис исключительно в ночное время. «Все сотрудники, которые хотели быть на рабочих местах, беспрепятственно попадают туда», — утверждает Ганзер. По словам Буйлова, прежний менеджмент компании препятствовал законному доступу к документам и другой информации о происходящем, поэтому ему «пришлось пригласить внешних помощников, чтобы хотя бы бумаги посмотреть». «Это никакие не бойцы, даже на видео в интернете видно», — говорит президент Natura Siberica. Он также отрицает информацию о вывозе документов и другого имущества компании. По его словам, замки в некоторых дверях меняли «исключительно с целью сохранности имущества — потому что, по заявлениям предыдущего менеджмента, ключи именно от этих дверей были утеряны».
На рынке стрессовых активов зачастую инвесторы не входят в компании напрямую из-за репутационных рисков или отсутствия компетенций, говорит Владимир Бубликов, управляющий партнер юрфирмы «Бубликов и Партнеры»: «Тогда инвестор обращается за услугой очистки активов. Появляется команда специалистов в области антикризисного управления, которые заходят в актив, доводят его до ума или до продажи. После этого уже заходит глобальный инвестор». Юрист не исключает, что в случае с Natura Siberica события развиваются именно по такому сценарию.
Ксения Демидкина
По материалам: “Forbes”