Но не факт, что они будут более эффективными
С приходом нового штамма коронавируса «Дельта» эксперты все чаще говорят о недостижимости коллективного иммунитета. Если раньше речь шла о том, что для его обретения нужно вакцинировать 60% населения, с «Дельтой» все чаще говорят о 90% – чего невозможно обеспечить ни в одной стране мира. Единственным выходом ученые считают «апгрейд» вакцин. В Центре им. Гамалеи Минздрава России уже объявил о разработке нового варианта вакцины от коронавируса, которую модифицировали специально под «Дельту».
Линия коронавируса «Дельта», отличающаяся повышенной заразностью по сравнению с уханьским прародителем и чаще приводящая к тяжелому течению заболевания и смертности, уже около двух месяцев доминирует в России. Учитывая низкий процент вакцинированности населения и высокий процент тех, кто не соблюдает никаких мер, «Дельта» привела к серьезному росту смертности в стране.
По официальным данным, уровень смертности от COVID-19 в районе 800 человек в сутки держится со второй декады июля, несмотря на снижение заболеваемости, которое наблюдается с конца прошлого месяца.
Но хуже всего то, что «Дельта» частично уходит из-под уже приобретенного иммунитета. Даже в странах, где вакцинация была проведена ударными темпами, заболеваемость на «Дельте» продолжает расти – это говорит о более низкой защите против нее существующих вакцин. Уже заявлялось, что эффективность МРНК вакцин при заражении индийским штаммом снижается с 95% до 88% (при условии двух доз), а у аденовирусных — с 80% до 70% Одна доза любой вакцины дает крайне низкую защиту от «Дельты» (на уровне 40-50%).
И все же, если судить по опыту западных стран, даже при снижении эффективности вакцины работают — например, в Британии, где вакцинировано большинство населения, несмотря на сохраняющийся уровень инфицирования, смертность снизилась в 28 раз.
В США также зафиксировали резкий рост инфицирования на «Дельте», в том числе, среди привитых. В некоторых штатах до 24% госпитализированных были вакцинированы. Однако сообщается, что болеют они намного легче. Поэтому в Штатах с сентября начинают делать ревакцинацию, как и в России. Кстати, ученые из исследовательского центра RAND в США проанализировали, как массовая ранняя вакцинация сказалась на темпах заболеваемости в США и выяснили, что она предотвратила 140 тыс. смертей и 3 млн заражений.
Сегодня ученые всего мира заняты поисками новых решений в профилактике COVID-19 с учетом появления новых штаммов. Один из них — варианты комбинирования различных видов вакцин. Так, уже показано существенное повышение эффективности вакцинации при сочетании МРНК и аденовирусных вакцин. Кроме того, в мире работают над апгрейдом существующих вакцинных препаратов с учетом появления новых штаммов. В России уже заявили о появлении первого такого препарата.
Академик РАН Александр Гинцбург рассказал СМИ, что его команда приступила к разработке вакцины на основе последовательности дельта-штамма, однако у него нет уверенности, что она будет лучше уже существующих препаратов. Он признал, что пока рано говорить о степени эффективности такой вакцины.
Как рассказал «МК» иммунолог, гендиректор контрактно-исследовательской компании Николай Крючков, основная проблема не в том, чтобы произвести обновленную вакцину, а в том, чтобы понять, что конкретно в ней нужно видоизменить: «Необходимо определиться с вариантом вируса, к которому мы адаптируем вакцину. Почему долгое время это было проблематичным? Потому что, когда появилась линия «Альфа» (британская), она отличалась мутациями, которые повышают заразность вируса, но в том же время эффективность вакцин практически не снижалась.
У «Беты» уже было изменение, снижающее эффективность иммунного ответа. В западном полушарии обращали внимание на «Гамму» и «Лямбду», но у нас они не получили распространения. То есть в мире было несколько конкурирующих линий, и нужно было понять, какая из них победит. В итоге в России, как и во всем нашем полушарии, уже два месяца назад стало понятно, что основные проблемы нам принесет «Дельта» и «Дельта+». Поэтому именно под нее и стали адаптировать вакцину».
– Нет вариантов, что ее кто-то вытеснит?
– Конечно, есть. Но сейчас хотя бы нет сразу нескольких циркулирующих линий, из которых не понятно, кто сильнее, кто слабее. И ясно, что только потомки «Дельты» могут вытеснить саму «Дельту» – а потомки «Дельты» будут содержать значительное количество мутаций самой «Дельты». Поэтому под нее и адаптировали нашу вакцину.
Но это – опытное производство, а не промышленное. Есть готовый образец, по параметрам качества соответствующий предыдущему продукту и, предположительно, с более высокой иммуногенностью в отношении индийской линии.
Кардинально ли изменится эффективность вакцины? Нет. Старые версии вакцин во всем мире снижали на «Дельте» эффективность лишь на 10-15%, и задача новых вакцин — лишь немного эффективность вернуть. Насколько ее хватит? Если темпы вакцинации сохранятся медленные, обязательно появится еще кто-то, кто будет отличаться новыми свойствами и начнет способы обходить обновленные вакцины. Но в мире обновлением вакцин с учетом «Дельты» сегодня тоже занимаются. Кстати, проще всего адаптировать под новые линии МРНК-вакцины – там этапов для производства меньше, чем для производства аденовирусных. Нужно только понять, какие из мутаций в линии (а линия — это много разных штаммов) наиболее существенные для иммунитета.
– Над созданием поливалентных вакцин, эффективных сразу против нескольких линий, тоже работают?
– Да, но это гораздо сложнее. Представляете, сколько субстанций надо делать? Если на три типа линий, то, допустим, если у вакцины два компонента, нужно производить уже шесть новых вариантов вакцины. Так что лучше выбрать одну версию. Старые вакцины против «Дельты» все равно работают. Одна инъекция работает хуже, одну мы давно не рекомендуем. Есть быстрое, но не дешевое решение – вместо двух делать три инъекции. Так решили в Израиле и в США.
– Многие эксперты сегодня задумались: как регистрировать апгрейд вакцины? Должна ли она опять проходить полный цикл клинических исследований?
– Специального законодательства для коронавирусных вакцин сегодня нет. Только по их ускоренной регистрации, а по модификации — нет. В данной ситуации формально речь идет о другом препарате — то есть требуются новые доклинические исследования на животных и полный цикл клинических исследований на людях, а это слишком долго дорого. Все ждут пересмотра этого порядка. Думаю, и в Европе тоже. Скорее всего, примут облегченный порядок регистрации, чтобы обновленные вакцины ждали выхода не полтора года, а пару месяцев.
– У нас в разработке еще несколько новых вакцин?
– Да, в России сейчас в процессе разработки еще 4 вакцины. Практически все уже априори настроены на «Дельту». Однако когда-то и их придется изменять, и та же проблема встанет. И опять же – если вакцинация не ускорится, «Дельта» будет не последней и, вероятно, не самой опасной.
Между тем, как рассказала «МК» микробиолог, ассистент кафедры науки педагогического факультета Manchester Metropolitan University Виктория Доронина, во многих странах решили, что существующего уровня защиты достаточно: «Пфайзер», которым вакцинируют значительное число европейцев и людей младше 30 в Британии, даёт 80% защиты. «АстраЗенека» меньше, но зато степень защиты падает медленней, чем у «Пфайзера».
Объявление о том, что переделана исходная вакцина, не означает, что новая появится в больницах сейчас или даже через месяц. Новую вакцину нужно наработать в большом объеме. По-хорошему, она должна пройти клинические испытания заново, хотя в Британии решено модификации уже проверенных вакцин сразу запускать в третью фазу. Но лучше сегодня по три, чем завтра по пять – пока новую вакцину запустят массово, «Дельта» уже может быть не актуальна».
Екатерина Пичугина
По материалам: “Московский комсомолец”