Почему так часто стали падать военные самолёты?
ВКС России бьют печальные рекорды по потере техники и людей. С конца июля разбились уже шесть самолётов различного назначения, жертвами авиакатастроф за 30 с небольшим дней стали девять лётчиков, в том числе двое Героев России. При этом в руководстве Минобороны и ВКС ничего не слышно об отставках. Что же происходит с российской военной авиацией?
Последней в этой череде лётных происшествий стала потеря в пятницу, 27 августа, тактического фронтового бомбардировщика Су-24. Боевая машина следовала на один из заводов для выполнения ремонтных работ с военного аэродрома под Пермью и через несколько минут после отрыва от ВВП начала терять высоту. Лётчикам пришлось катапультироваться, а сам бомбардировщик рухнул в лесной массив. К счастью, в результате крушения никто не погиб. Бомбардировщик упал в Верещагинском районе, между деревнями Кривчана и Сепыч. Предварительная причина крушения самолёта – отказ техники. Этот полёт был первым на дальнее расстояние после ремонта.
Без жертв, но с позором
Вскоре стало известно, что пилоты выжили и, более того, самостоятельно добрались до деревни Заполье, откуда по телефону связались с командованием. При этом вызывает удивление, что пережившим крушение пилотам пришлось связываться с начальством с помощью одолженного у гражданских телефона, а не через специальную спутниковую связь. И хорошо ещё, что лётчики сумели-таки выйти к людям, ведь они получили серьёзные травмы: у одного из них оказалась сломана рука, а у другого – обе. С причинами, приведшими к катастрофе, теперь предстоит разбираться военным следователям.
Это крушение стало шестым в череде авиационных происшествий в российской военной авиации, причём бились самолёты совершенно разного назначения и по совершенно разным причинам – от халатности до неисправности техники. И это очевидный признак деградации военной авиации.
31 июля на Сахалине разбился даже один из самых современных и, что важно, новых российских истребителей Су-35. По предварительным данным, виной всему стал человеческий фактор: машина стоимостью 2 млрд рублей погибла в результате ошибки при подготовке самолёта к полёту плюс неправильная реакция руководителя полёта и лётчика на нестандартную ситуацию.
Истребитель был полностью исправен, но при подготовке к взлёту была неправильно включена система тепловых ловушек. Из-за этого электроника самолёта среагировала на излучение аэродромного оборудования, приняв его за облучение радара противника. Защищаясь от предполагаемых ракет, система стала отстреливать тепловые ловушки прямо во время разбега по взлётной полосе. Наблюдавший за этим светопреставлением руководитель полётов решил, что у самолёта загорелся двигатель, и приказал пилоту катапультироваться. После того как лётчик вылетел из кабины, истребитель спокойно оторвался от земли, набрал высоту и несколько десятков километров летел в беспилотном режиме.
Позже Су-35 был обнаружен на склоне сопки. Судя по всему, машина просто спланировала на склон, а росшие на нём деревья смягчили беспилотную посадку. Несмотря на то что пожара при приземлении не произошло, планер самолёта оказался полностью разрушен. В результате сахалинского инцидента не пострадал никто, кроме российского бюджета и репутации ВКС.
Показуха и трагедии
Но ряд катастроф привёл к большим человеческим жертвам. Так, 14 августа в районе турецкого посёлка Адана разбился российский самолёт-амфибия Бе-200, занимавшийся тушением пожаров. Погибли подполковник Владислав Беркутов, подполковник Вадим Карасёв, полковник Евгений Кузнецов, старший лейтенант Николай Омельченко и старший сержант Юрий Чубаров. Самолёт врезался в гору при заходе на посадку. Эксперты склоняются к тому, что к трагедии привела ошибка лётного состава, который переоценил возможности самолёта.
17 августа в подмосковной Кубинке разбился опытный военно-транспортный самолёт Ил-112В. На борту находились заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Николай Куимов, лётчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев. Все трое погибли при крушении. Очевидно, что руководству авиационной отрасли очень хотелось продемонстрировать новый самолёт, который оказался «сырым» и не готовым даже к демонстрационным полётам.
Сомнительная затея закончилась настоящей трагедией. В полёте произошло возгорание двигателя, у самолёта не сработала успешно система тушения, пожар разрушил тягу правого элерона. Пилоты экстра-класса ничего не смогли сделать для спасения машины и своих жизней.
Информация о двух следующих катастрофах более всего походила на сводки с театра военных действий. 19 августа Минобороны сообщило о потере истребителя МиГ-29СМТ в Астраханской области. Самолёт разбился во время учебного полёта над полигоном Ашулук, пилот погиб. О причинах падения самолёта в бескрайних астраханских степях до сих пор ничего не известно.
23 августа Южный военный округ вновь отчитался о потере такого же МиГ-29СМТ. С той лишь разницей, что на этот раз машина в Астраханской области загорелась на земле, во время планового ремонта, и инцидент обошёлся без жертв.
Кстати
В прошлом году сообщалось о восьми авиапроисшествиях в ВКС. Разбились три самолёта: истребители Су-27 и Су-30, а также фронтовой бомбардировщик Су-34.
В этом же году насчитывается уже девять авиапроисшествий. Открывает печальный список инцидент от 9 февраля: при посадке на остров Итуруп у военно-транспортного самолёта Ан-12 подломилась стойка шасси. Жертв удалось избежать. В том же месяце, 28-го числа, в Сирии вынужденную посадку совершил вертолёт Ми-35, выполнявший воздушное патрулирование. Здесь также обошлось без пострадавших.
23 марта в Калужской области на дальнем бомбардировщике Ту-22М3, стоящем на земле, сработала система катапультирования. В итоге погибли три лётчика. Так что 2021 год, до конца которого ещё далеко, уже можно назвать чёрным для ВКС РФ.
Кто виноват?
Примечательно, что на фоне череды катастроф главнокомандующий ВКС России Сергей Суровикин, который в первую очередь отвечает за безопасность полётов, в августе получил высшее генеральское звание – генерал армии.
По оценкам экспертов, проблема аварийности в военной авиации назревала уже давно. Несмотря на то что в авиастроение пошёл поток бюджетных денег, новых самолётов в войска поступает крайне мало. Сроки по созданию новых машин переносятся. Характерный пример – истребитель пятого поколения Су-57, который пытаются создать несколько десятилетий. Иные проекты вообще существуют только на бумаге. При этом научно-технический задел от советской авиационной отрасли полностью исчерпан или устарел. В результате военным приходится эксплуатировать старые самолёты, которым постоянно продлевают сроки годности.
О том, что большинство военных самолётов находится в плачевном состоянии, эксперты говорили ещё 10 лет назад. Как рассказал корреспонденту «Нашей Версии» источник в Генеральном штабе, в 2010 году комиссия из 150 офицеров вылетала с инспекцией на Дальний Восток, но по невыясненным причинам Ту-154 не смог оторваться от полосы. После этого в Минобороны категорически запретили перевозить офицеров самолётами военно-транспортной авиации, приказав пользоваться обычными гражданскими рейсами. Однако с приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу этот запрет был отменён, и старые самолёты снова начали снимать с хранения и вводить в эксплуатацию. Кроме того, после массового сокращения авиационных инженерных училищ катастрофически не хватает авиационных инженеров, которые обслуживают самолёты на аэродромах.
Валерий Горбенко, бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России, генерал-лейтенант
– Часто слышу, что авиапроисшествия связаны с увеличением налёта военных лётчиков. Но это не причина, в Советском Союзе летали в несколько раз больше и интенсивность была гораздо выше. Тогда было с десяток только военных лётных училищ, где ежедневно проводились десятки лётных смен. Но никогда на моей памяти не было такого большого количества авиапроисшествий. За такое количество наверняка бы сняли отвечающих за лётную безопасность в Минобороны и ВВС.
Причина в первую очередь в кадрах. Сейчас в России только в одном вузе готовят лётчиков – в воронежской Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Это широкопрофильное учебное заведение, которое готовит специалистов на все виды самолётов. Такая концепция не является совершенной, советская школа предлагала подготовку узких специалистов, поэтому были профильные училища для различных видов самолётов. Но это полбеды. Академия сформирована всего девять лет назад, здесь всё ещё недостаточно преподавателей, способных подготовить высококвалифицированных лётчиков. Её формировали на базе столичных вузов, и многие преподаватели просто не поехали в Воронеж. А руководят академией генералы, которые по роду службы были мало связаны с лётной работой.
Александр Степанов
По материалам: “Наша Версия”