Главная / Общество / Единый госэкзамен входит в новый цикл реформ

Единый госэкзамен входит в новый цикл реформ

В ближайшие три года в единый государственный экзамен (ЕГЭ) будут внесены существенные изменения

Чиновники объясняют это тем, что до 11-го класса доучились ребята, которые с самого начала занимались по новым, действующим сейчас федеральным образовательным стандартам (ФГОС). Уже в 2022 году выпускники столкнутся с нововведениями практически по всем предметам. По некоторым дисциплинам задания станут значительно сложнее. Аналогичная модернизация основного государственного экзамена (ОГЭ) в рамках ФГОС в этом году уже привела к рекордному количеству двоек. Учителя и родители боятся, что подобная история следующим летом может повториться и на ЕГЭ. До 30 сентября изменения проходят общественное обсуждение, и педагоги уже не надеются на отсрочку переформатирования заданий экзаменов.

Педагоги и репетиторы считают, что пандемия коронавируса нанесла серьёзный удар по школьному образованию: из-за дистанционной учёбы и дополнительных каникул пробелы в знаниях образовались у большинства учеников. Тем не менее это не остановило чиновников в стремлении внести изменения в выпускные экзамены в соответствии с образовательным стандартом, принятым в 2010 году.

Изначально провести ОГЭ по новым стандартам планировали в 2020 году. Именно тогда в девятый класс пришли дети, занимавшиеся по новым ФГОС. Однако из-за пандемии экзамены в прошлом году были отменены, и первыми «подопытными кроликами» стали выпускники 2021 года. Весной девятиклассники сдали ОГЭ по русскому языку и математике по новой модели, включающей в себя практико-ориентированные задания и метапредметный подход. Чиновники до сих пор официально не огласили итоги экзамена, очевидно, это молчание связано с провальными результатами учащихся.

По информации педагогов, в некоторых классах двойки по математике получили до 50 процентов учащихся, а улучшить результат на июньской пересдаче смогли далеко не все школьники.

Рособрнадзор сообщил, что на повторную осеннюю пересдачу, которая продлится до 15 сентября, зарегистрировались более 85 тысяч девятиклассников, это около 6 процентов от общего потока. В случае неудовлетворительного результата на экзаменах ребята будут оставлены в школе на второй год.

– Вместо того чтобы проанализировать результаты девятиклассников и сделать выводы, чиновники собираются продолжать реформы в разгар пандемии, – говорит учитель русского и литературы Татьяна Кравченко. – При этом сегодняшние одиннадцатиклассники из-за коронавируса вообще не сдавали ОГЭ, то есть объективная оценка их знаний после девятого класса не проводилась. Усложнение заданий ЕГЭ для них может обернуться катастрофой. На подготовку к новому формату экзаменов остаётся мало времени, при этом нововведения только проходят общественное обсуждение и до сих пор окончательно не утверждены. Министр образования декларирует, что никаких революционных изменений в этом году не планируется, однако это не так. По литературе изменения очень серьёзные, получить высокие баллы на экзамене школьникам станет значительно сложнее. Ситуация усугубляется ещё и тем, что открытый банк заданий ЕГЭ до сих пор не обновлён, тренироваться ребятам просто не на чем.

Ученики не могут начать подготовку к ЕГЭ из-за отсутствия обновлений в банке тестовых заданий. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин в беседе с корреспондентом «Октагона» пояснил, что действующий ФГОС не имеет содержания, а включает в себя лишь компетенции, которые можно трактовать очень широко. В связи с этим вопрос о модернизации ЕГЭ и ОГЭ в соответствии с этими стандартами неоднозначен.

– Мы намерены повторно вносить законопроект и добиваться того, чтобы у выпускников появилось право выбора – сдавать ЕГЭ или вступительные экзамены в вуз, как это было в 2002–2008 годах, – отмечает Смолин. – Экзамен должен давать ребятам возможность максимально показать свои знания, а не превращаться в место, где тебя пытаются на чём-то подловить и организуют наблюдение вплоть до туалетов. Сейчас даже представители правящей партии говорят о необходимости сделать ЕГЭ необязательным, посмотрим, как они будут решать этот вопрос осенью. Также я против того, чтобы лишать школьников возможности получать дальнейшее образование из-за неуда за один из экзаменов. Например, ребёнок с двойкой по математике должен иметь право учиться по гуманитарной специальности.

Сдать математику и литературу станет сложнее

В декабре 2020 года разработчики опубликовали перспективные модели ЕГЭ по всем предметам. После ознакомления с ними педагоги ряда дисциплин схватились за голову от масштаба грядущих изменений. Общественный резонанс привёл к тому, что в демоверсиях ЕГЭ на 2022 год была представлена лишь часть изменений. Реформа государственного экзамена будет проходить поэтапно с 2022 по 2024 год, а это значит, что нововведения из перспективной модели ЕГЭ со временем появятся на итоговой аттестации.

– Все перемены будут поэтапно проходить в течение ближайших трёх лет, – заверил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. – Нам не нужен дополнительный стресс у родителей, учеников, учителей. Экзамены теперь будут больше не про заучивание формул и дат, а про умение применять знания на практике.

Между тем в этом году изменения в заданиях затронули все дисциплины, кроме информатики.

Резюме педагогов однозначно: халява закончилась. В экзаменационных вариантах уменьшится количество тестовых вопросов с возможностью выбора правильного варианта. Их заменят задания с развёрнутым ответом.

Наиболее серьёзные усложнения КИМ (контрольно-измерительных материалов) коснутся профильной математики, которую традиционно сдают около 50 процентов выпускников, и литературы.

– Задания по базовой математике изменились незначительно, при этом демоверсия по профильной математике оказалась существенно сложнее прошлогодней, – считает учитель математики Наталья Журавлёва. – Из неё убрали первые три самых лёгких задания, которые помогали «выплыть» достаточно слабым ученикам. При этом добавилось второе задание по теории вероятности, более трудное, чем ранее представленное в ЕГЭ, и задание на функции и графики, аналог которого встречается в ОГЭ. Нововведения сильнее ударят по слабым ученикам, для прохождения минимального порога нужно будет решить восемь-девять заданий, в которых объективно лёгких вариантов не осталось. По сравнению с другими предметами средний балл по профильной математике у нас и так достаточно низкий, поэтому не очень понятно, почему разработчики решили в первую очередь сделать более сложными задания по этому предмету.

Впечатлили планируемые изменения в ЕГЭ и учителей литературы. Даже кодификатор (перечень всех тем, терминов и текстов, знание которых необходимо для сдачи экзамена на максимум) вырос по этой дисциплине с 13 до 26 страниц.

В экзаменах по литературе значительно увеличилось количество зарубежных произведений. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

– Значительно увеличился и список литературы за счёт включения в него зарубежных произведений, новых авторов Серебряного века. Зарубежная литература обычно подробно изучается в институте, школьники не способны качественно анализировать, а уж тем более сравнивать иностранные произведения с произведениями русских авторов и проводить параллели. Кроме того, обязательными для изучения в рамках ЕГЭ стали фрагменты романа «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и два рассказа Шаламова из цикла «Колымские рассказы». Эти произведения в большинстве школ вообще не проходят. То есть мы опять видим выход ЕГЭ за рамки школьной программы. Кроме того, сочинение по литературе теперь будет оцениваться и по критерию «грамотность», а не только за содержание, – отмечает репетитор по русскому и литературе Ольга Максимова.

По словам эксперта, в контексте изменений можно говорить о значительном усложнении экзамена по литературе, который и ранее был непростым. В рамках общественного обсуждения демоверсии преподаватели отправляют свои замечания на электронный адрес Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Правда, мало кто уже надеется на отмену изменений и конструктивный диалог с разработчиками КИМ.

– Нам приходят отписки, что всё хорошо и новые демоверсии полностью соответствуют тому, что изучают в школе. При этом в ЕГЭ по русскому языку также произошла замена простого задания на более сложное, теме которого мало времени уделяют на уроках. Вместо краткого пересказа текста от учеников теперь требуется провести его стилистический анализ, проанализировать средства выразительности и грамматические особенности стиля автора, – заключает Максимова.

На требования к ЕГЭ напустят тумана

Сами разработчики ЕГЭ, комментируя те или иные изменения, говорят о том, что они нужны для ухода от натаскивания и преследуют цель заставить школьников думать и рассуждать. Однако учителя и репетиторы отмечают, что не стоит путать натаскивание на шаблонные вопросы с подготовкой выпускника к определённому формату экзамена.

Различные изменения в ЕГЭ нередко приводят к тому, что в первые годы после их внедрения дети и педагоги просто не могут чётко понять, что именно от них требуется.

В этом году такая участь, похоже, грозит ЕГЭ по иностранным языкам.В заключительном задании демоверсии ученикам предлагается вместо привычного эссе описать диаграмму.

– В новом письменном задании ЕГЭ даётся лишь график, при этом надо описать проблему, – объясняет преподаватель немецкого языка, автор учебников Надежда Сансевич. – Название графика, например, такое: «С какой целью люди используют смартфон?» И перечисляются варианты: писать электронные письма, звонки, пользоваться интернетом, играть в игры, покупки. В этом надо найти проблему и предложить решения для этой проблемы. Вопрос: зачем надо было менять задание? Здесь можно писать обо всём или ни о чём. Не очень понятно, чего ждут проверяющие. Была попытка, видимо, сделать как лучше, а получилось как всегда.

Если взять любой сертификационный экзамен по немецкому языку, то в пособии для подготовки к этому экзамену можно найти рекомендации, упражнения, советы для успешной сдачи экзамена. Для последнего задания ЕГЭ-2022 таких пособий пока нет, изобретены лишь общие рекомендации, которые можно по-разному интерпретировать. Вместе с тем совсем недавно в школах с углублённым изучением немецкого языка перешли на новый учебник Spektrum, на страницах которого появились материалы, которые облегчали школьнику выполнение задания 40, а именно написание эссе, которое теперь отменили. Учебник для 10-го класса был издан в 2019-м, а для 11-го класса вышел в свет в 2020-м. Но теперь, получается, многие материалы уже устарели, а новых учебников ещё нет.

Понимания, как выполнить задания на максимальный балл, у будущих выпускников пока нет. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Новые задания с развёрнутым ответом появятся и в экзаменах по истории, обществознанию и биологии. Понимания, как выполнить их на максимальный балл, у будущих выпускников пока нет. А учитывая многочисленные сообщения школьников о проблемах на апелляции, когда доказать свою правоту практически невозможно, получить высокие, а тем более максимальные баллы на ЕГЭ станет ещё сложнее.

– Образовательные чиновники постоянно говорят нам, что выпускные экзамены полностью соответствуют школьной программе и при усердии без дополнительной подготовки хорошо сдать ЕГЭ может любой школьник, – говорит репетитор по математике Николай Коновалов. – Мы слышим, что количество высокобалльников растёт, несмотря на ужесточение экзаменов. На деле же результаты ЕГЭ не отражают реальной ситуации со школьным образованием. На текущий момент уже около 60–70 процентов детей готовятся к этим экзаменам с репетиторами. Более показательна картина по результатам ОГЭ, где процент занимающихся дополнительно не превышает 35. Однако статистику по итогам выпускных экзаменов в девятых классах чиновники от нас упорно скрывают.

«Ежегодно рынок дополнительного образования в стране растёт. В 2020 году он составлял 139 миллиардов рублей, а в 2021-м, по прогнозам, должен превысить 170 миллиардов рублей. Это говорит о том, что качественное бесплатное школьное образование у нас получить уже практически невозможно». – Николай Коновалов, репетитор по математике.

По словам эксперта, усложнение ЕГЭ по определённым предметам уже вызвало всплеск запросов на услуги профильных репетиторов.

– Своими действиями по кардинальному изменению ЕГЭ и ОГЭ образовательные чиновники ещё глубже залезают в карман родителей. Современная школьная система инертна, она не успевает даже за изменениями в выпускных экзаменах. Соответственного, сдать хорошо экзамены в этом году без дополнительной подготовки станет сложнее. Взрослым не остаётся ничего другого, как копить деньги на репетиторов. Кстати, после провала школьников на ОГЭ по математике спрос на подготовку к этому экзамену в текущем году тоже увеличился. То есть фактически в контексте развала современной системы образования за все прихоти чиновников, в том числе за модернизацию экзаменов, в итоге платим мы, родители, – резюмирует Николай Коновалов.

Светлана Цикулина

По материалам: «Октагон»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru