Власти захотели получить 5% от их выручки
Министерство финансов предложило увеличить налоги на добычу руд металлов примерно втрое, до 3–5% от выручки металлургических компаний. В ведомстве считают, что они очень много зарабатывают и слишком мало инвестируют. Теперь российским металлургам грозит ежегодная выплата в размере около 100 миллиардов рублей. В отрасли предупреждают, что такие изменения без предварительной дискуссии «не способствуют доверию» между бизнесом и властью.
Такой ориентир содержится в обновленном проекте основных направлений налоговой и бюджетной политики, подготовленном Минфином. Необходимость роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в министерстве объяснили тем, что металлургические компании в последние годы очень много зарабатывают и слишком мало инвестируют.
Детали бюджетных проектировок Минфина выяснил «Коммерсант». Из проекта «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов» следует, что уровень изъятия горной ренты при добыче твердых полезных ископаемых в России не превышает 1–2%. Вместе с тем в мировой практике этот показатель составляет 3–5% выручки компаний.
В документе Минфин называет рост НДПИ на руды «повышением справедливости распределения природной ренты». По словам чиновников, в ненефтегазовом ресурсном секторе в 2014–2019 годах формировался высокий уровень рентного дохода. За последние десять лет операционный денежный поток составил 13 триллионов рублей. При этом большую часть получили акционеры — шесть триллионов рублей. Капиталовложения составили только пять триллионов.
В России твердые полезные ископаемые, кроме алмазов и драгметаллов, облагаются по фиксированной ставке НДПИ. С начала 2021-го ее повысили в 3,5 раза. Это принесло в бюджет дополнительно 56 миллиардов рублей в год. Этот коэффициент хотят увеличить до 10, что будет означать утроение налога для отрасли.
Повышенный налог заменит для металлургов экспортные пошлины, действие которых завершается в конце декабря 2021 года. Источник «Коммерсанта», близкий к правительству, считает, что принятие нового коэффициента НДПИ займет всего несколько недель. Поправки к Налоговому кодексу могут внести сразу после выборов в Госдуму.
Борьба с рекордными доходами
Доходы металлургов оказались в центре внимания в конце мая. Тогда первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что металлурги «нахлобучили» государство и должны вернуть в бюджет 100 миллиардов рублей сверхдоходов, полученных на фоне высоких цен на металл. О резком росте цен на металлопрокат и арматуру в конце 2020-го заявили застройщики. На начало текущего года увеличение цен на металлопродукцию и прокат на внутреннем рынке приблизилось к 30%. После этого правительство начало искать варианты, как ограничить рост цен и заставить металлургов платить больше.
С 1 августа правительство ввело временные экспортные пошлины на черные и цветные металлы. Они распространяются на продукцию, которую выпускают электрометаллургические предприятия (арматуру и сортовой прокат), и составляют 15% от цены, но не менее 115 долларов за тонну. Их действие завершается 31 декабря.
За этот период власти решили разработать функционирующий механизм по стабилизации цен на металлы и металлопродукцию. В августе президент России Владимир Путин заявил, что с 2022 года для компаний, занятых в металлургической промышленности, повысят налог на добычу полезных ископаемых. Глава государства отметил, что цены на мировых рынках выросли, и производители металлов стараются извлечь максимальную прибыль, «вытаскивая туда» свою продукцию. По его словам, это ведет к ее дефициту на внутреннем рынке и, соответственно, к росту цен.
В Минфине после этого допустили введение плавающей ставки НДПИ для металлургов. Предполагалось, что налоговая нагрузка на российских металлургов будет меняться пропорционально изменению мировых цен на их продукцию. Власти считают, что «гибкое» налогообложение позволит изымать у представителей отрасли сверхдоходы от благоприятной конъюнктуры мировых рынков.
Нагрузка на металлургов
Эксперты оценивают дополнительные отчисления металлургов в 110–115 миллиардов рублей при росте НДПИ до 3–5% от выручки. Сами металлургические компании считают, что изменения ставки должны обсуждаться с бизнесом. Другая ситуация «не способствует доверию». По мнению компаний, дополнительные изъятия осмысленны только в случае роста цен на продукцию, который может и прекратиться.
Кроме того, при повышенном НДПИ необходимы льготы для сложных месторождений по аналогии с трудноизвлекаемой нефтью. В противном случае нововведение сделает их убыточными и сыграет на руку импорту.
В «Русале» объяснили, что в России нет месторождений дешевых бокситов ввиду геологических особенностей. Так, например, себестоимость добычи на Североуральском бокситовом руднике в десять раз выше стоимости африканского сырья.
«С 2021 года НДПИ уже был увеличен в 3,5 раза. Дальнейшее повышение может сделать добычу бокситов в РФ в принципе неконкурентной в сравнении с любой импортной альтернативой», — предупредили в компании.
Аналитики «ВТБ Капитала» полагают, что правительство с высокой вероятностью установит ставку для цветных и черных металлов аналогичную ставке для драгоценных металлов — в 6%. В таком случае сильнее всего из публичных компаний пострадают ГМК «Норильский никель» и «Северсталь». В рейтинговом агентстве НРА полагают, что потенциальный рост НДПИ больше всего отразится на компаниях, обладающих мощной сырьевой базой, — «Металлоинвесте», «Мечеле», Evraz, «Северстали» и НЛМК.
Ольга Чеснокова
По материалам: “Компания”