Глава Корпорации МСП Александр Исаевич в интервью «Компании» — о запуске механизма зонтичного поручительства и других новых мерах поддержки бизнеса
Во вторник, 14 сентября, правительство объявило о запуске новой программы поддержки предпринимателей. В пилотном режиме заработал зонтичный механизм, предполагающий беззалоговое кредитование малого и среднего бизнеса под поручительство Корпорации МСП. Журнал «Компания» поговорил с ее гендиректором Александром Исаевичем и узнал, как будет работать новая программа и какие еще меры поддержки бизнеса находятся в разработке у властей.
— Как вы оцениваете эффективность уже принятых пакетов мер поддержки МСП?
— Я буду говорить про две совокупности мер поддержки: принятых на федеральном уровне и региональном, поскольку они друг друга дополняют. Власти приняли беспрецедентные по количеству получателей меры поддержки. В частности, бизнес оценил качество программы льготных кредитов «ФОТ 2.0», по которой российские банки в 2020 году выдали предпринимателям более 400 млрд рублей.
По нашим данным, только 12% компаний уже полностью восстановились после ограничений, связанных с коронавирусом. Каждая вторая считает, что восстановится к концу года, но это значит, что они не закрылись и смогли выстоять, хотя на них пришелся сильный удар. Нельзя забывать и про ответственное поведение собственников недвижимости, потому что многие торговые центры, собственники помещений давали возможность каникул и отсрочек. Если, дай бог, никаких закрытий опять не случится, к концу года российские компании смогут выйти на докризисный уровень.
— Чего сейчас остро не хватает?
— Денег на оборот. Их не то что не хватает, это проблема с привлечением финансирования под справедливую ставку.
— На ПМЭФ президент РФ Владимир Путин заявил, что в рамках планируемых мер поддержки корпорация МСП будет выдавать поручительства по кредитам банков-партнеров. То есть, по сути, возьмет на себя часть рисков МСП. Каков будет объем льготного кредитования и какие компании смогут на него претендовать?
— Да, действительно, такое поручение было дано. Мы завершили отбор банков, 14 сентября уже стартует программа. Зонтичное поручительство — это обязательства, которые мы берем за предпринимателя, для того чтобы он получил кредит под справедливую процентную ставку. Потому что предприниматель сейчас вынужден брать потребительский кредит вместо цивилизованного кредитования.
В первую очередь новая мера господдержки поможет предпринимателям и компаниям, которым не хватает залога по кредиту. С помощью этого механизма кредиты смогут получить те, кому банки раньше отказывали. По данным индекса RSBI, каждый второй отказ по кредитам был связан с отсутствием залогов. Ведь все, что есть у предпринимателя, уже работает на него. Во-вторых, мы оптимизируем сам процесс получения предпринимательского кредита под поручительство корпорации. За счет синхронизации всех процедур с банками-партнерами избавляем предпринимателей от необходимости подавать документы и в банк, и в корпорацию МСП. В-третьих, существенно сократим сроки получения кредита за счет встраивания поручительства в процесс выдачи кредита.
— Сколько банков уже подключено к озвученной программе кредитования с поручительством?
— Первые банки, вошедшие в пилот, начнут работу по программе на этой неделе. Их будет шесть: МСП Банк, ВТБ, Сбербанк, банк «Открытие», Промсвязьбанк и РНКБ. До конца года компании микро, малого и среднего бизнеса смогут дополнительно привлечь 20 млрд рублей кредитных средств, Корпорация МСП выдаст поручительства на сумму 8 млрд рублей. Мы ожидаем, что до 2024 года кредиты с поручительством смогут получить не менее 35 тысяч МСП, и предприниматели дополнительно привлекут свыше 600 млрд рублей.
Второе нововведение стартует 15 сентября. Мы решили немного взбодрить рынок и перестроили МСП Банк. Взяли лидеров отрасли — предпринимателей — и вместе с ними сделали продукт. Он предусматривает до 10 миллионов рублей кредита, при этом без залога и со ставкой от 11,5 до 14%. Как оказалось, все с нетерпением его ждут, хотя я переживал, что ставка в 13–14% — это существенно. Но потом выяснилось, что в противном случае ряд предпринимателей вынуждены брать кредит под 20%. Тем самым мы будем формировать конкуренцию на рынке.
Мы уже обработали 200 сделок с предпринимателями, посмотрели структуру отказов и доработали наш автоматический механизм отбора, для того чтобы в первую очередь компании из пострадавших отраслей могли получить кредит. Поэтому мы выйдем на этот рынок с честной ставкой без каких-либо дополнительных процентов.

— Этим летом корпорация МСП предложила проект поправок в КоАП, призванный снизить административную нагрузку на бизнес. Получили ли вы какой-то ответ от правительства?
— Вообще, это ошибка СМИ, написавших так, будто мы предложили этот проект министру. На самом деле эти предложения — результат совместной работы с коллегами из Минэкономразвития. Мы вместе с ними и рынком разработали инициативы.
Они дают бизнесу право на ошибку за первое нарушение, если оно не повлекло причинение вреда, — всегда должно назначаться предупреждение и даваться возможность устранить нарушение без штрафа. Второе предложение — не суммировать штрафы за каждый документ, каждого работника и каждую единицу продукции. Третье, что мы предлагаем, — это дифференцированный размер штрафа в зависимости от категории МСП. И последнее — запрет на одновременное привлечение к ответственности юрлица и его должностных лиц за одно и то же нарушение.
Сейчас вместе с Минэком и предпринимателями мы докручиваем формулировки, потому что для меня эта инициатива важная, а для бизнеса — очень важная и долгожданная. Мы уже два раза встречались, собрали пул юристов, предпринимателей-практиков.
— То есть ведомство в целом поддерживает эту идею?
— Конечно, потому что выступает одним из ее инициаторов.
— На ПМЭФ вы анонсировали, что новым направлением для корпорации станет выявление экспортного потенциала и выращивание малых и средних компаний до готовности выхода на внешние рынки. Как будет вестись эта работа?
— К нам поступил запрос от системных предпринимателей. Они пожаловались, что не могут получить кредит под развитие производства для экспорта. Проблема та же, что и у всех: если ты производственная компания, то тебе нужно заложить все, чтобы получить кредит. А, как правило, если ты промышленник, то земля у тебя уже в одном месте, объект — в другом, а квартира — в третьем.
Поэтому мы сделали продукт с нашим покрытием. Им уже воспользовались 385 компаний, из которых 360 вышли на экспорт. Всего они привлекли 15,8 миллиарда рублей.
Вторая часть нашей работы — это так называемый чекап бизнеса, который является частью нацпроекта по МСП. Его курирует первый вице-премьер Андрей Рэмович Белоусов. Вместе с коллегами из Минэкономразвития мы объединили базы данных и попросили коллег из инфраструктуры поддержки проактивно проводить диагностику компаний. Теперь предприниматели за три минуты вместо недели могут узнать 44 показателя о своем бизнесе, включая проверку на стоп-факторы для получения поддержки.
На сегодняшний день проведен чекап порядка 50 тысяч компаний. В рамках этой же системы мы дорабатываем и автоматизируем процесс по экспортному потенциалу. Нам важно, чтобы регионам было удобно с нами работать, мы формируем для этого инструменты. Сейчас у началась работа со Всемирным банком.
— Многие предприниматели и эксперты говорят о необходимости пересмотра критериев, по которым компании причисляют к МСП. Например, в части численности штата, оборота. Что вы думаете на этот счет? Будете ли вы выступать за их пересмотр?

— Вы знаете, этот вопрос нужно смотреть в цифрах, потому что таких компаний немного, порядка 180. В общепите, например, их шесть. Я называю эти компании «человекоемкими»: они «вылетают» из критериев МСП, потому что у них большой штат. Вместе с ВЭБом и Минэкономразвития мы разрабатываем для них меры поддержки.
— Основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова в колонке для нашего журнала предлагала ввести критерии для каждой отрасли. Рассматривать их не в целом, а чтобы у общепита были свои критерии, у добывающей отрасли — свои. Как вам такая инициатива?
— Я поддерживаю отраслевую логику. К примеру, мы сейчас разрабатываем коробочное решение для трех отраслей: туризма, промышленности и креативной индустрии. Это три блока, у которых разные требования, структура дохода, себестоимость и срок окупаемости. Так что мы в любом случае двигаемся в этом направлении, но не по критериям, а по подходам.
— Этой зимой корпорация МСП и МСП Банк запустили открытую факторинговую платформу. Насколько она оказалась востребованной, сколько заказчиков к ней уже подключено?
— Как бы это странно ни звучало, я больше вижу перспективу открытой факторинговой платформы с точки зрения поставки товаров на экспорт и маркетплейсов. В рамках госзакупок, в том числе на ПМЭФ, было принято два решения: сократить срок оплаты контрактов до 15 дней и повысить квоту закупок у МСП до 25%.
Мы подключили 21 заказчика, подключили Тулу, Новосибирск, Красноярск, Краснодар, Санкт-Петербург и отпилотировали порядка десяти сделок на 30 миллионов. Эту работу мы продолжаем, и, думаю, к ноябрю-декабрю у нас уже будет какой-то продукт. Но я все-таки вижу перспективы этой платформы на рынке, так же как и в случае с краудинвестингом. Со временем он будет у нас развиваться, просто пока не сформировались ни практика, ни культура.
— Про краудфинансирование вы недавно сообщали, что уже в этом году там были довольно большие суммы. Это направление оказалось востребованным?
— Оно оказалось востребованным среди тех, кто о нем знает. Там, порядка 316 млн удалось привлечь. Смысл проекта в том, чтобы сформировать палитру: нужен бизнесу кредит — сюда, нужно поручительство — сюда, ОФП — сюда и так далее.
Помимо кредита, есть и другие инструменты, которыми можно пользоваться. Наша задача — до 2025 года дотянуться до каждого предпринимателя и сделать так, чтобы они знали не только о том, какие есть инструменты, но и о своем праве применять их или не применять.
Андрей Юшин
По материалам: “Компания”