Комитеты Госдумы перекроят
ЦИК еще не подвел официальные итоги парламентских выборов, еще известны не все фамилии попавших в Думу депутатов. Но фракции уже готовятся к консультациям по вопросу о том, сколько думских постов какой из них достанется, каких именно постов и кому персонально. Этот вопрос, видимо, будет решен уже на следующей неделе.
Закон предписывает собрать первое пленарное заседание не позднее чем через 30 дней после дня голосования, в нашем случае — не позднее 19 октября. Но тот же закон позволяет президенту своим указом созвать депутатов и раньше. После выборов 18 сентября 2016 года Владимир Путин этим правом воспользовался: Дума собралась 5 октября. И на сей раз все, похоже, будет оперативно — хотя бы потому, что к 1 октября правительство внесет в Госдуму проект бюджета на 2022–2024 годы, принять его надо к началу декабря, и времени на раскачку практически нет.
В 2016 году президент подписал указ о дате первой пленарки сразу после того, как ЦИК 23 сентября официально подвел итоги выборов, а он сам встретился с руководством прошедших в Думу партий (их тогда было 4, те же, что и сейчас, минус «Новые люди»). На этот раз ЦИК намерен подвести черту под избирательной кампанией 24 сентября, до конца недели ожидается онлайн-общение главы государства с руководством думских партий, и тогда же, видимо, мы узнаем, когда именно пройдет первое заседание и кто станет спикером.
В 2016 году президент, поздравляя избранных депутатов, тут же дал им напутствие о том, как следует поделить посты руководителей думских комитетов — мол, хотя у «Единой России» три четверти мест в палате, правильно было бы оставить ей только половину комитетов, а другую половину пропорционально численности фракций поделить между КПРФ, ЛДПР и «СР».
Напомним: комитеты традиционно делятся между фракциями в ходе неформальных консультаций еще до начала работы Думы. Как именно их следует делить — ни в законах, ни в думском регламенте не прописано, да и количество самих комитетов, их названия и функционал определяются в каждом созыве заново. Иногда новые комитеты создавались путем деления старых только для того, чтобы было кресло для уважаемого человека, которому не дать пост по тем или иным причинам просто невозможно.
В шестом созыве, например, было 30 комитетов. В седьмом, уходящем сейчас в историю, их число сократилось до 26, и действительно: половину «ЕР» взяла себе, по 5 получили КПРФ и ЛДПР, и 3 досталось самой маленькой фракции Думы — «СР».
Со стороны возня вокруг числа комитетов и того, кто их возглавит, выглядит странно. Но политический и практический смысл для тех, кто внутри власти, она имеет. Председатель комитета, к какой бы фракции он ни принадлежал, обычно тесно контактирует с «профильным» министерством, более информирован о происходящем, чем рядовой депутат, участвует в работе совета Думы, именно через него проходят законопроекты, которые поступили на рассмотрение. Лоббистские возможности у него априори больше, чем у просто депутата (хотя бывают и исключения). И закрепленная постоянно машина, и большой кабинет с приемной, и аппарат — подобные забавные для постороннего детали тоже имеют на Охотном Ряду, да и в регионах, большое значение. Потому что это символы особого статуса.
Но даже если Комитет по ЖКХ в Думе уходящего созыва, скажем, занимала справоросс Галина Хованская, человек известный и пользующийся авторитетом, всерьез повлиять на все принятые решения она не могла. Из 11 членов комитета семеро были единороссами, да и окончательно судьба законов решается в зале пленарных заседаний, где конституционное большинство было и будет у «ЕР». К тому же при председателе комитета — не единороссе — обязательно есть первый зам — единоросс, через которого действует правительство или конкретное ведомство, если не удается наладить контакт с председателем.
Зато уж если речь идет об отраслевых комитетах вроде аграрного, представители сельскохозяйственных регионов и бизнеса из разных фракций легко находят между собой и с профильным ведомством общий язык…
Кремль, министерства и ведомства — активные участники процесса согласования кандидатур на посты председателей комитетов. Если какой-то оппозиционер для них категорически неприемлем — комитет он не получит. Например, кандидатуру на пост главы Комитета по международным делам нельзя себе представить без согласования и с Кремлем, и с МИДом. Кандидатуру на пост главы Комитета по обороне — без согласования с Кремлем и Минобороны и т.д. и т.п.
А еще глава комитета, кроме того, что должен быть поддержан руководством своей партии и фракции, не должен быть сильным аллергеном и для руководства Думы, и для «ЕР»!
Такой вот сложный пасьянс раскладывается сейчас.
В этом созыве, намекают разные источники, принцип деления комитетов сохранится (половина у единороссов, половина на всех остальных). Партий теперь пять. Карликовая фракция «Новые люди» из 13 депутатов едва ли получит больше одного комитета. Меньше прежнего получит и ЛДПР, чья численность сократилась по сравнению с прошлым созывом почти вдвое. А у единороссов прибавилось депутатов, которым прошлый чиновничий или партийный статус позволяет на что-то рассчитывать. Депутатами от «ЕР», в частности, стали (если от мандата не откажутся) и бывший глава Минтруда и Пенсионного фонда, ныне советник руководства РЖД Максим Топилин, и нынешний замглавы Минтруда Ольга Баталина, так что останется ли Комитет по труду и социальной политике за ЛДПР — большой вопрос. Правда, всякое бывает: идет человек в депутаты, думает, все схвачено, пост за ним, а в последний момент колода по воле руководства страны, правительства или партии перетасовывается.
Пока все опрошенные «МК» не сомневаются, что посты двух ключевых и самых загруженных работой комитетов — по бюджету и налогам и по госстроительству и законодательству — останутся за «ЕР». А кабинеты глав сразу нескольких не последних по значимости комитетов свободны уже сейчас. Глава Комитета по экономической политике Евгений Жигарев (ЛДПР) в Думу не прошел, как и глава Комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова («ЕР»). Глава Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов («ЕР») и глава Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева (КПРФ) в выборах вообще не участвовали…
Марина Озерова
По материалам: “Московский комсомолец”