Многие россияне остались за бортом цифрового мира
Из-за всеобщего перехода на цифровые технологии большая группа российских граждан оказалась поражена в правах.
Очень актуальную проблему подняла в своей публикации известная журналистка Татьяна Малкина. Эта проблема касается большой группы российских граждан, которые в связи с бурным развитием технологий фактически были поражены в своих гражданских правах:
«Тех, кто уже никогда не справится с госуслугами, мос.ру, электронной медицинской картой, кьюарами, умным сбером, парковкой, планшетом, смартфоном, да просто с смс не справится.
Я знаю множество таких людей. Не всем им нежные 84, как моей маме, которая, к сожалению, потеряна для современных технологий уже давно и безнадежно. Есть существенно более молодые россияне, для которых просто пользоваться смартфоном – непреодолимый челлендж.
Всем им просто нет места в нашей новой, технологически продвинутой цифровой жизни.
Неделю назад в афинском аэропорте я наблюдала за одной такой женщиной. Та вообще была молодка – 60+. Как все плохо, я поняла лишь, когда она дошла в Шереметьево до столиков, где какие-то невразумительные люди без лиц требовали предъявления антиковидного теста. Тетка протянула им известную бело-голубую бумажку прививочного сертификата, но мужик бумажку сразу отверг – требуется строго электронно, подавай свой кьюар.
Тетка вообще не поняла, о чем речь. А когда поняла, то прямо закатилась в вое. По счастью, неформальное шефство над ней взяла милая девушка, соседка по самолету. Она принялась утешать тетку и предлагать разные способы решения проблемы. Слово за слово выяснилось, что бедняга не имеет учетной записи на госуслугах, не имеет компьютера, не имеет смартфона, не имеет электронной почты, вообще ничего такого не имеет, и как будто не может выйти из пограничной полосы на родину без всего этого…
Как же она голосила… И все время повторяла в слезах:
«Но у меня же есть московская прописка! У меня есть прописка!». А невнятный мужик ей что-то бубнил и отрицательно разводил руками. А она всплескивала своими (баулы – на пол) и рыдала: «Какие услуги? где мне теперь взять йымыл этот???!!!».
Я не знаю, чем дело кончилось, подозреваю, что невнятный безликий мужик ее пропустил с бумажным сертификатом. Я вряд и могла бы ей помочь, для меня самой встреча с госуслугами – всякий раз тяжкое испытание…
Но она не выходит у меня из головы. С этим криком «Где мне теперь взять йымыл этот?!». Я не знаю, где ей взять йымыл. По-моему, ей поздняк метаться. Ну, если есть продвинутые родственники, они снабдят ее йымылом, конечно, но вряд ли она с ним совладает. Знаю я нескольких человек, у которых и йымыл есть, и пароли записаны в пухлые записные книжки (а также на холодильник прикреплены), но не выходит каменный цветок…
Я нигде не видела в поле общественных дискуссий ни слова про эту проблему. В целом, у меня есть ощущение, что вот про таких людей, которые по какой бы то ни было причине не справляются с цифровым миром, в принципе вообще никто не думает и не будет думать.
И то – они совсем уже бессмысленные пассажиры, нет смысла регистрировать их на рейс, я понимаю.
Старикам здесь не место…»
Этот пост вызвал ожидаемо оживленную дискуссию, причем, как выяснилось, таких людей даже в продвинутом фейсбуке очень много:
– Моего приезда на историческую родину каждый раз очень-очень ждут, потому что без меня ни папа, ни мама, ни бабушки не в состоянии подать заявление на загранпаспорт, получить документы из всяких личных кабинетов налогоплательщиков и так далее, и так далее, и так далее. Более того, и мне самому не с первого раза удаётся побеждать систему: то паспорт как-то не так сканирован, то “всё сломалось, подождите”, вот сейчас жду, когда мне удастся “забороть” систему и получить-таки справку о том, что я не имею административных правонарушений, связанных с употреблением наркотиков (справка обязательна для сотрудника образовательной организации)…
– Видела сильно пожилую пару в МФЦ, которым втолковывала молодая сотрудница про мейл и СМС, а они не могли понять что это. Меня недавно техподдержка отказалась обслуживать, пока дома, рядом не появится кто-то молодой. Сказали и трубку повесили.
– Этот человек – я. Недавно как раз писала, как сцепилась юным хозяином жизни – “учитесь пользоваться личным кабинетом! ” Очень важная проблема, да, Таня. Никогда никто об этом не говорит, не думает и думать не будет. Старикам тут не место.
– Многие предприятия, оказывающие услуги ЖКХ, пытаются перейти на электронные счета. Но даже 70-летние многие не имеют е-мейлов, смартфонов, компьютеров и т.п. и способны платить только по бумажным счетам через поход в банк. Одна такая подруга у меня есть. И матери 80+, у нее и сотового нет, и даже карты. И ей не надо уже…
На что автор остроумно ответила:
– А я такая же. Другой вопрос, что и на погост уже может быть затруднительно попасть без йымыла.
Многие читатели сообщали о том, что в цивилизованных странах создаются курсы цифровой грамотности при библиотеках и других общественных учреждениях. Причем, в России тоже делаются такие попытки. Однако, к примеру, гнать старика на урок по скользкой зимней улице – очень опасно: обычно, пожилые люди стараются лишний раз не выходить из дома в такое время. А уж про деревни, села и маленькие города огромной страны и говорить не приходится. Так что проблема ущемления в правах пожилых россиян действительно существует, и она серьезнее, чем это кажется на первый взгляд.
По материалам: “Новые Известия”