Пройдя через центры адаптации, гастарбайтеры смогут получить российское гражданство.
Депутаты Госдумы решили облегчить социализацию мигрантов и адаптировать их к российскому обществу. Или российское общество к мигрантам. Это уже покажет окончательное согласование внесенного законопроекта «О социальной и культурной адаптации иностранцев в России».
В соответствии с новой инициативой в каждом регионе появятся специальные центры, где мигранты будут жить и учиться. Своеобразное чистилище, из которого на свободу будут выходить полноправные члены российского социума. Среди главных преимуществ подобных центров: трудоустройство без сертификата о знании русского языка – авторы законопроекта назвали это «отсрочкой на время обучения»; временное проживание в стране без учета квотирования, а также «доступ к получению медицинского и социального обеспечения в соответствии с российскими законами». Кроме того, обитателям центров упростят процедуру получения российского гражданства.
К концу года в России должно появиться около десятка таких адаптационных центров, а в течение последующих нескольких лет каждый регион будет располагать таковым. Где-то их будет даже несколько – все зависит от потребности местных властей в рабочей силе и демографической ситуации в регионе. Однако, центры, как может это показаться на первый взгляд, отнюдь не богадельни. Проживание организуют на паритетных началах: мы вам – комфорт, вы нам – социальные и материальные обязательства. «Руководство учреждения будет заключать с мигрантами договоры об исполнении ими определенных обязательств. К примеру, постояльцы обязаны будут выплачивать налоги, посещать уроки, соблюдать дисциплину и избегать конфликтов с местным населением. Обустройство в будущих центрах позволит мигрантам легализоваться, получать разрешение на временное проживание, вид на жительство и соответственно – на гражданство», – пояснил член Общественного совета при ФМС Владимир Шапошников.
В конце прошлого года такие адаптационные центры уже появились в Оренбурге и Екатеринбурге. На вид центры миграционного притяжения представляют собой трехэтажные здания, огороженные высоким забором и рассчитанные на 200 мест. Мигранты живут в комнатах по восемь человек с общим санузлом. На первом этаже – столовая и учебный класс, где мигранты в обязательном порядке изучают русский язык и историю. Нынешний законопроект расширит перечень гуманитарных предметов – теперь туда войдет «изучение культурных традиций народов России и правила поведения в обществе». Обитатели центра делятся по статусу на две категории. Те, которые приехали временно, попадают в группу адаптации. Желающие остаться в России навсегда, идут в группу интеграции. Они же могут претендовать на получение российского гражданства. Все это обойдется мигрантам в 5,5 тыс. руб. в месяц. Оплачивать пребывание в центре может как сам мигрант, так и работодатель.
С помощью таких бюрократических льгот для жителей центров ФМС планирует снизить поток нелегальной миграции, ведь всеми перечисленными возможностями смогут пользоваться только зарегистрировавшиеся гости страны. Между тем, эксперты скептично смотрят на идею создания подобных центров. «Центры действительно полезные, но они будут как капля в море, – говорит глава интеграционного центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева. – Тем более, двери центров будут открыты не для всех. Они рассчитаны на тех, кто въехал в страну легально. По сегодняшним официальным данным ФМС, их число составляет около 11 тыс. человек. Остальные мигранты находятся в теневом секторе. Куда денут их? Власти отказались способствовать интеграции тех, кто сейчас работает в стране нелегально. Следовательно, у этих людей останется небольшой выбор – ждать, когда их поймают и выдворят из страны, либо легализоваться собственными силами. Для этого им придется обращаться к посредникам либо к диаспорам, чтобы за коррупционную цену сделать себе разрешительные документы. Это будет стоить им порядка 70 тыс. руб.».
Еще одна проблема подобной адаптации – отношение к центрам со стороны местного населения, которое наверняка не обрадуется такому соседству. Соответственно, региональные власти на межнациональной напряженности смогут разыграть козырную националистическую карту, особенно в период выборов. Чтобы не потерять голоса, утверждает Джураева, местные власти будут стараться свести к минимуму необходимость в приезжих и квоты на их проживание в центрах. «Получается, эти центры предназначены не для тех, кто уже получил право на работу и временное проживание, а для тех, кто не имеет ни того, ни другого. Не приведет ли это к тому, что в течение полугода людям будут официально предоставлять “право” на нелегальную деятельность?», – заявил Евгений Примаков. По мнению политика, разговорами о толерантности, уроками русского языка и центрами проблему не решить. Пока не будет жесткого наказания для мигрантов за нелегальное пребывания в стране и работодателей за использование незаконного труда, вопрос миграции останется болезненным. Как, впрочем, и любой путь превращения чужих в своих. Особенно когда чужие не очень-то этого хотят.
Екатерина ЛЮЛЬЧАК