Выходу — нет

За высадку детей из автобусов предложили штраф в 300 тыс

Общественники призвали кабмин законодательно закрепить ответственность перевозчиков за высадку детей-безбилетников из автобусов, трамваев и троллейбусов, введя в отношении них административный штраф в размере 300 тыс. рублей. С такой инициативой к премьер-министру обратился председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов (письмо есть у «Известий»). Несмотря на действующий с весны запрет на принудительную высадку из общественного транспорта детей-безбилетников, кондукторы продолжают это делать, утверждают авторы инициативы. Они полагают, что введение санкций в отношении юрлиц позволит решить проблему и повысить безопасность для несовершеннолетних. Эксперты же считают, что штраф в 300 тыс. рублей — норма избыточная и может привести к полной остановке деятельности некоторых перевозчиков.

Привлечь к ответственности

Общероссийское объединение пассажиров (ООП) призвало кабмин ужесточить ответственность за высадку детей-безбилетников из общественного транспорта. Председатель ООП Илья Зотов в письме премьер-министру Михаилу Мишустину попросил внести поправку в КоАП, предусматривающую для перевозчиков административный штраф в размере 300 тыс. рублей за это нарушение. «Известия» ознакомились с документом.

В пресс-службе кабмина сообщили «Известиям», что обращение ООП поступило в правительство и направлено в профильный департамент на экспертную проработку.

В Минтрансе «Известиям» сказали, что инициатива общественников заслуживает внимания и требует тщательной проработки с учетом анализа правоприменения действующей редакции ст. 11.33 КоАП («Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса»), в том числе в части ответственности работодателя за умышленное нарушение его сотрудником законодательства.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

ООП также направило письма всем полномочным представителям президента РФ в федеральных округах с просьбой рекомендовать главам субъектов провести профилактическую работу с перевозчиками по этому вопросу перед началом зимы. Одно из таких обращений есть у «Известий». Документ получили и зарегистрировали в Приволжском федеральном округе, сообщили в пресс-службе аппарата Игоря Комарова. Там добавили, что об обращении ему будет доложено.

В аппарат полпреда президента в Сибирском ФО также поступило письмо Ильи Зотова, сказала «Известиям» начальник департамента информации и оперативного планирования Любовь Шальнева. Она добавила, что рекомендации Общероссийского объединения пассажиров о проведении разъяснительной работы с перевозчиками планируется довести до органов исполнительной власти субъектов федерального округа.

Решить проблему

Запрет на принудительную высадку из автобусов, трамваев и троллейбусов безбилетного ребенка до 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, действует с весны этого года. Ответственность за такое нарушение была закреплена в КоАП РФ в виде административного штрафа в 5 тыс. рублей для водителей и в 20–30 тыс. рублей — для должностных лиц: ИП и кондукторов.

Справка «Известий»

Случаи высадки детей рассматривают органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие госконтроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электротранспортом. В большинстве субъектов РФ это межрегиональные управления государственного автодорожного надзора (МУГАДН), должностные лица которых составляют протоколы об административных правонарушениях, а постановления выносят руководители или заместители подразделений. Право на возбуждение дела об административном правонарушении есть у прокурора.

Как указал в письме Илья Зотов, в регионах до сих пор бывают случаи, когда детей выгоняют из транспорта. В середине сентября в Дзержинске кондуктор высадила 10-летнюю девочку из автобуса, ей не хватило пяти рублей на билет — ребенок их выронил, но кондуктор не поверила школьнице, писали СМИ. По этому случаю прокуратура Нижегородской области организовала проверку, сказано на сайте ведомства.

В начале октября в Казани из автобуса высадили 12-летнего безбилетного мальчика-инвалида. Действиям кондуктора должна дать оценку прокуратура, писали СМИ. Также сообщалось, что 1 октября в Ярославле кондуктор не разрешила проезд в маршрутке 12-летней школьнице, которая попыталась оплатить билет картой, но ей не хватило денег.

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— По нашим данным, в регионах России происходит не менее 5–10 историй в неделю. Наибольшую опасность для детей несет высадка из транспорта в вечернее время суток за пределами города или населенного пункта — ребенок может не добраться до дома и остаться на улице, — сказал «Известиям» Илья Зотов.

По его словам, подобные случаи не возникают в Москве и Санкт-Петербурге, где достаточно системно выстроена транспортная сеть. Наиболее часто они происходят в регионах, где слабо развито транспортное сообщение, сказал эксперт.

Составление административных протоколов в отношении водителей незначительно, так как в большинстве случаев детей высаживают кондукторы, а перевозчики не заинтересованы проводить профилактическую работу, отметили авторы инициативы. В своем письме общественники указали: ответственность перевозчиков сейчас не установлена. Закрепление штрафа в 300 тыс. рублей для юрлиц позволит «мотивировать транспортные компании проводить большую профилактическую работу, особенно в преддверии зимнего периода, когда повышается риск причинения угрозы жизни ребенка из-за высадки из транспорта в мороз». В ООП считают, что инициатива позволит комплексно решить проблему и будет способствовать повышению безопасности детей.

Избыточная норма

Штраф в 300 тыс. рублей для перевозчиков — норма избыточная, считает член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков.

— Проблему высадки детей я оцениваю не так однозначно. Во-первых, потому что в случае, если ребенка высаживали в ситуации, которая могла угрожать его безопасности, жизни и здоровью, всегда была статья УК «Оставление в опасности». Во-вторых, запрет высадки детей означает, что они могут ездить без билетов сколько хотят. Насколько это обоснованно? — задался вопросом эксперт.

Справка «Известий»

По ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности» предусмотрена ответственность в виде штрафа до 80 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными или принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев или лишением свободы на срок до одного года.

По словам Кирилла Янкова, честнее и правильнее ввести для всех детей бесплатный проезд, но тогда бюджеты должны компенсировать перевозчикам эти деньги.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Субъекты вправе самостоятельно устанавливать бесплатный проезд для школьников, говорили «Известиям» в Минтрансе ранее.

Введение ответственности в отношении юрлиц логично, поскольку сейчас есть дискриминация: индивидуального предпринимателя привлечь можно, а юрлицо — нельзя, считает руководитель практики уголовного и административного права НЮС «Амулекс» Любовь Шебанова. Если инициативу примут, перевозчики усилят профилактическую работу с водителями и кондукторами, что приведет к уменьшению случаев высадки детей, добавила она.

— Другой вопрос — насколько обоснованна предлагаемая сумма штрафа. В регионах, где нет большой конкуренции в среде перевозчиков, такие штрафы могут даже в одноразовом варианте привести к полной остановке деятельности компании, — указала юрист.

По ее мнению, наказание для перевозчиков нужно вводить обязательно, но размер штрафа должен соответствовать реалиям.

Максим Талавринов

По материалам: “Известия”

Ранее

«Все поменялось за полтора года»

Далее

Трудовые отходы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru