Журналисты не видят живых лиц мигрантов точно так же, как обыватели. Об этом свидетельствует анализ российской прессы и Интернета.
Любое конкретное исследование современного российского общества удивляет непременно, открывая, как правило, новые грани современного бытия, и доказывая, что наше представление о действительности по меньшей мере поверхностно, а зачастую просто неверно. Публикация результатов нового аналитического материала («Образ трудового мигранта из Центральной Азии в зеркале московской и национальной российской периодики», Союз журналистов России, Москва, 2012) подтвеждает этот тезис. Исследование, предпринятое Союзом журналистов России при поддержке международного агентства «Женщины ООН» проводилось второй раз. «Миграция 21 век» уже рассказывала о первом опыте. В 2012 году в поле зрения попали те же газеты, что и в 2011 – «Известия», «Новые известия», «Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета» , «МК», «Вечерняя Москва» и их веб-версии, Интернет-издание «Газета.ру» и сайт «Эха Москвы», к ним добавились «Московские новости» и соответственный веб-сайт. Анализировались материалы, опубликованные в тот же период времени – с 15 марта по 15 апреля, так что была возможность определить динамику и сопоставить результаты.
Первый же вывод обнадежил – по сравнению с прошлым годом (шокирующая цифра – все без исключения издания посвятили проблеме миграции в 2011 году в целом менее 1 % от всех опубликованных за месяц материалов!) количество публикаций выросло как минимум в два с половиной раза. «МК» в 2012 году обращался к теме в четыре раза чаще, чем в 2011, «Российская газета – в три раза, значительно больше материалов появилось в Интернет-версиях. Можно предположить, что это изменение стало опосредовательным результатом последовательного обсуждения миграционной политики и защиты прав трудящихся приезжих в рамках общественных инициатив – мероприятий Международной организации миграции, Международной организации миграции, Союза журналистов России, в том числе- проведения первого международного конкурса на лучший журналистский материал об интеграции, реакцией на принятие нового регулирующего федерального документа и выступления чиновников.
Более пристальный взгляд на массив публикаций несколько снижает оптимистическую ноту. Во-первых, основной тренд прошлого года – формальное освещение проблемы, отсутствие ярких запоминающихся материалов, сочетающих аналитику и художественную форму… Так же, как и в 2011, живых лиц и ярких характеров мигрантов почти не видно в прессе и Интернете, жанровая палитра, равно как и стиль большинства материалов крайне скудны. Подавляющее большинство текстов представляют собой информационные или расширенные информационные сообщения об официальных встречах, принятых решениях или приговорах суда, интервью, реже – выступление эксперта по проблеме, язык соответственно нейтральный, без тени публицистического пафоса или ярких эпитетов. Признаков «языка вражды» или агрессии по отношению к мигрантам не было обнаружено ни в одном материале (за исключением нескольких реплик в комментариях к текстам в Интернете), это, конечно, радует и разбивает еще раз устойчивый стереотип о том, что пресса возбуждает националистические чувства. Как раз пресса этого и не делает, даже в иллюстрациях – основная интонация большинства авторов по отношению к мигрантам – сочувственная, негодование ряда авторов вызывают угнетатели трудящихся приезжих и торговцы людьми.
Интересно, что в 2012 года на порядок больше материалов было посвящено теме коррупции в правоохранительных органах и самой ФМС, торговля рабским трудом освещалась в новостях и в особенности в Интернет-версиях газет как никогда активно, типичная фабула проста: выходец из азиатской страны обманывал соотечественников – гастарбайтеров, превратил в рабов на стройке объекта в том или ином регионе, преступление, как правило, покрывали местные полицейские, кому-то из несчастных удалось бежать и сообщить обо всем правоохранительным органам, следовало решение суда и депортация. При этом ни одна история не стала предметом подробного изучения или расследования, авторы удовлетворялись констатацией факта или пересказом криминальных сводок, в лучшем случае – комментарием руководителя МВД.
Показательно, что даже трагедия на Качаловском рынке в Москве, унесшая жизни 17 человек, не стала поводом для пристального внимания к судьбам конкретных людей, они так и остались безвестными жертвами произвола жадных бизнесменов, без имен и даже конкретной национальности. Лучшая статья на эту тему «Памяти гастарбайтеров» Юлии Калининой в «МК» как раз об этом – о том, что мигранты для большинства аудитории так и остались людьми второго сорта, без человеческих чувств, страданий и надежд. Об этом же писали Говхар Джураева и Вячеслав Поставнин в подборке «Кровь и кровь» в «РГ», пожалуй, из многих текстов на тему только три указанные задевают болевые точки страшного процесса – фактического отчуждения мигрантов от повседлевной жизни российских граждан. Анализ прессы и интернета красноречиво свидетельствует о нарастании этого опасного процесса. Мы живем в параллельных мирах, никак не соприкасаясь друг с другом. Представленные даже в лучших российских СМИ как безликие, безъязыкие, обделенные и униженные, мигранты вызывают у обывателя жалость смешанную с отвращением, и не побуждают никак вступать с этими непонятными и не всегда приятными на вид пришельцами в любое взаимодействие. О полноценном развитии интеграционных процессов в такой ситуации очень сложно говорить. Положение не спасают редкие выступления лидеров правозащитных организаций и энтузиастов, голоса мигрантов звучат крайне редко, исключение – видеоматериалы на сайтах (новые формы включились в обсуждение темы, это радует) и совсем редкие краткие интервью (в частности, в серии « Москва слезам не тверит» в «Вечерней Москве»).
В 2012 году значительно выросло внимание журналистов к международным аспектам проблемы – в частности, к подготовке мигрантов в странах исхода, о межгосударственных соглашениях и о международных подходах в целом.
Стоит отметить и то, что журналисты старались проанализировать и первые результаты программ по интеграции, в частности, образованию мигрантов в Москве, Санкт – Петербурге, Томске, в Ростовской области и других регионах. Таких материалов немного, но они называют адреса конкретного опыта, не стесняются критиковать начетничество и поверхностный подход к решению проблемы, передают голоса организаторов и педагогов – к сожалению, пока не самих обучающихся.
Хочется верить, что эти голоса зазвучат, и новые яркие материалы появятся. Но едва ли это произойдет без широкого всенародного обсуждения и живого участия самих приезжих в этоим очень важном для всех нас разговоре. СЖР планирует продолжить конкурс «Интеграция» в 2012 году, информаия о нем появится в самое ближайшее время. А на факультете журналистики МГУ готовится новый спецкурс для студентов и аспирантотов — как раз о миграции.
Предполагается, что студенты встретятся с ведущими экспертами, и пригласят к диалогу на новом веб-сайте www.togetherlive.ru сверстников из числа приезжих. Пусть молодые сами начнут разговор, они помогут взрослым принять более взвешенные решения. Пожелаем им удачи.
Надежда АЖГИХИНА