У криминальных банкротств обновился состав

Путин подписал Федеральный закон, который ужесточил ответственность за незаконные действия при банкротстве и умышленное банкротство

Процедура несостоятельности чревата для арбитражного управляющего или бенефициара компании большими проблемами, однако еще совсем недавно они могли быть привлечены к субсидиарной ответственности или отделаться убытками. Вместе с экспертом мы разобрались с поправками в УК РФ, которые ужесточают ответственность при банкротстве.

Закон существует, но на практике возникают проблемы

Уголовное законодательство Российской Федерации включает в себя 3 статьи, которые имеют прямое отношение к процедуре банкротства:

  1. Ст.195 «Неправомерные действия при банкротстве»;

  2. Ст.196 «Преднамеренное банкротство»;

  3. Ст.197 «Фиктивное банкротство».

Ранее к арбитражным управляющим почти невозможно было предъявить какие-либо претензии, так как они подключаются к работе лишь после начала процедуры несостоятельности. Риск быть привлеченным к ответственности по УК РФ для них был минимальным, и следователи возбуждали уголовное дело совсем по иным статьям (например, хищение или растрата).

По данным статьям также невозможно было привлекать к ответственности реальных владельцев/бенефициаров, действия которых и привели организацию к финансовому краху. Чаще всего происходила такая ситуация: реальные собственники принимали решение назначить вместо себя номинальных лиц, которые в будущем несли всю предусмотренную законом ответственность.

Такое положение дело защищало арбитражных управляющих и владельцев бизнеса, которые добросовестно вели свои дела, однако в то же время давало большие возможности злоумышленникам раскручивать свои незаконные схемы. Единственным вариантом привлечения к ответственности управляющих и контролирующих должника лиц было применение статьи 35 Уголовного кодекса РФ. В итоге на практике так называемые банкротные статьи не работали.

Что нового?

Летом этого года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 01.07.2021 No 241-ФЗ, который ужесточил ответственность за незаконные действия при банкротстве и умышленное банкротство. Изменения содержат положения о том, что к уголовной ответственности могут привлекать и конечных бенефициаров организаций-банкротов. Также управляющих и ликвидаторов теперь выделили в качестве возможных фигурантов в уголовном деле, а перечень уголовно наказуемых деяний дополнили новым составом – неправомерным удовлетворением требований отдельных кредиторов за счет имущества должника.

Так как эти составы являются преступлениями средней тяжести, то участники рассматриваемых дел могут быть помещены в следственный изолятор на время проведения всех мероприятий. Срок привлечения к уголовной ответственности равен 6 годам. До внесения поправок привлекать к ответственности по банкротным статьям можно было только в течение двух лет, которые заканчивались во время рассмотрения дела в суде.

Внесенные изменения развязали руки следственным органам и дали возможность эффективно определять субъектов совершенных преступлений в области несостоятельности, устанавливая итоговую картину совершенного правонарушения из ряда косвенных улик и показаний номинальных владельцев бизнеса.

Однако важно понимать, что если у следователя будут только свидетельские показания номинального владельца (их придется подкрепить информацией, к примеру, с мобильных телефонов), то такие доказательства легко можно будет разбить в ходе следственных мероприятий (проведения очной ставки). В то же время возможность наступления реальной уголовной ответственности может подтолкнуть бенефициаров возмещать нанесенный вред добровольно.

«Изменения, внесенные в статьи 195 и 196 УК РФ, – это еще одна попытка законодателя минимизировать риски кредиторов при проведении процедуры банкротства, а также сделать сферу более прозрачной и урегулированной. Введение нового основания для привлечения лиц, работающих вне пределов правового поля, – отражение планомерной работы законодателя в данном направлении. Нужно отметить не только введение новых оснований для привлечения к уголовной ответственности, но и новых оснований для освобождения от нее, прописанных в примечании.  Законодатель предусмотрел, что для освобождения от уголовной ответственности в рамках ст. 195 или 196 УК РФ нужно не просто способствовать раскрытию преступления, но и сообщить о средствах, достаточных для возмещения ущерба, причиненного преступлением» – резюмирована Анна Ларина, исполнительный директор ООО «Управляющая компания «Помощь».

По мнению эксперта, данные изменения – новая веха в уголовном праве, поскольку кодекс насыщается новыми терминами, отражающими современные реалии. Как внесенные изменения будут работать в практической деятельности, может показать только время…

Ранее

Цифровая таможня: ФТС исполняется 30 лет

Далее

Глава МИД КНР призвал США снять санкции с Афганистана

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru