Санкции Запада и угрозы изоляции России.
Восторги по поводу воссоединения Крыма с Россией постепенно утихают, им на смену приходят рабочие вопросы по адаптации нового региона Российской Федерации к жизни страны. Кульминация состоялась 21 марта, когда в Кремле были подписаны документы, закрепляющие официальный республики Крым и города Севастополя в качестве двух новых субъектов РФ. «Сегодня у нас серьезное, знаковое событие. Сегодня мы завершаем юридические процедуры, связанные с присоединением Крыма и Севастополя к Российской Федерации», – сказал тогда президент России Владимир Путин. А вечером того же дня в Москве, Симферополе и Севастополе прогремели залпы салюта в честь этого знакового события. Счастливые крымчане кричали «Ура! Мы – в России!» и хлопали в ладоши. Москва тоже торжествовала.
Если следовать известному выражению «Вся жизнь – игра», то по законам жанра в этом месте должен опуститься занавес.
Но всем понятно, что это завершение лишь первой части действия, и сейчас никто не знает, сколько их будет всего. Вторая часть началась незамедлительно, когда США и ЕС ввели санкции против России.
Глава МИД Великобритании Уильям Хейг призвал власти своей страны и ее союзниц исключить Россию из некоторых международных организаций. В статье, опубликованной 22 марта на сайте газеты Telegraph, он заявил, что после присоединения Крыма страны Запада должны строить с Россией «новое партнерство». «Оно должно предполагать исключение России из нескольких международных организаций, наложение долгосрочных ограничений на военное сотрудничество и продажу вооружений и ограниченное влияние в остальной Европе», – написал Хейг.
Его коллега, немецкий министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер тоже пригрозил России ужесточением санкций, правда, с оговоркой – «в случае выхода за пределы Крыма». При этом глава немецкого МИД подчеркнул, что слышит серьезные предостережения германских промышленников от санкций против России: «…одни лишь штрафные меры не могут считаться умной внешней политикой, поэтому необходимо сохранять холодную голову… и так обустраивать политику в отношении России, чтобы не возникли опасные автоматизмы», – сообщила немецкая DW.
После референдума в Крыму 16 марта, в ходе которого 96% крымчан высказались за вхождение полуострова в состав РФ, США и ЕС ввели против России предупредительные санкции. Первым «траншем» ограничений стало приостановление членства России в G8 и появление «черных списков».
США и ЕС объявили о введении санкций против высокопоставленных российских политиков 17 марта. На следующий день появился первый список из 11 персон, которым США закрыли въезд в свою страну и заморозили активы. В него попали семеро российских чиновников, среди которых оказалась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник президента РФ Владислав Сурков, и четверо представителей Украины, в том числе Виктор Янукович и руководители Крыма.
20 марта президент США опубликовали второй «черный список» из 20 человек. В нем появились приближенные к президенту России бизнесмены, и одно юридическое лицо – банк «Россия», который, по мнению Минфина США, обслуживает высокопоставленных российских чиновников, в том числе и Путина.
Следом международные платежные системы «Visa» и «Master Сard» – американские транснациональные компании, – без предупреждения заблокировали операции по карточкам нескольких российских банков, принадлежащих попавшим в список российских бизнесменов. Впрочем, через пару дней с некоторых банков санкции были сняты.
Президент Путин, узнав о блокировке, распорядился открыть счет в банке «Россия» и переводить туда свою зарплату. Этому примеру последовали некоторые чиновники, в том числе глава Чечни Рамзан Кадыров и руководитель администрации президента России Сергей Иванов.
Ранее, когда появился первый «черный список» США, в который попали некоторые депутаты Госдумы, нижняя палата парламента предложила Соединенным Штатам внести в него всех народных избранников в количестве 450 человек. Такое же заявление сделал и Совет Федерации.
Собравшиеся 20-21 марта лидеры стран Евросоюза решили отменить назначенный на 3 июня саммит ЕС-РФ, а также составили свой санкционный «черный список» из 33 человек, который во многом повторяет американский. Кроме того, было заявлено, что Еврокомиссии поручено разработать экономические санкции, которые могут быть применены к России в случае «ухудшения ситуации».
Об экономических санкциях, если Россия не ограничится Крымом, твердят и США.
С появлением первого «черного списка» США Россия в ответ составила свой, в который вошли девять американцев: несколько помощников президента Обамы и сенаторов Конгресса. На дальнейшее расширение списка и санкции ЕС Россия решила не реагировать ответными мерами, сделав лишь дипломатические заявления о недопустимости подобных мер. Ранее Путин предупреждал, что введение санкций чревато последствиями для обеих сторон.
Информационный фон западных СМИ напоминает сводки с места военных действий: Россия захватила полуостров, в Крыму голосовали под дулами автоматов Калашникова, русскими агрессорами попраны основы демократии и т.п. При этом, правда, многие издания отмечают, что ввод экономических санкций, которым грозят Кремлю западные политики, не выгоден прежде всего самой Европе. Появляются и трезвые мысли по поводу того, что США хочет руками Европы таскать каштаны из огня, имея ввиду, что объем торговли Соединенных Штатов с Россией на порядок меньше европейских, и вся тяжесть от экономических санкций ляжет на плечи Старого Света.
Впрочем, время от времени раздаются голоса и тех, кто реально оценивает ситуацию на Украине.
Сначала профессор Принстонского университета, специалист по России Стивен Коэн в своей статье «Ложь о России» написал, что «демонизация» Путина в новостях равноценна «ядовитой» и недобросовестной практике СМИ, граничащей с паникерскими заявлениями времен холодной войны. А в интервью, опубликованном в американском журнале «Newsweek», охарактеризовав ситуацию на Украине «исключительно опасной» и добавив, что «в этом вина Белого дома, Конгресса и Евросоюза», Коэн сказал: «Не Путин это начал. Он этого не хотел. Он очень этого не хотел. И сейчас он действует в ответ. Я не одинок в своем убеждении, просто я говорю от себя. Я предупреждал, что это случится, но меня не слушали».
А на днях член Бундестага доктор Грегор Гизи в своем выступлении в парламенте, сказал, что Янукович незаконно был отстранен от власти Верховной радой, поскольку вместо 75% было набрано только 72,88%, и обвинил правительство ФРГ в поддержке на Украине фашистов. Далее, продолжая говорить об Украине, Гизи сказал: «Затем было образовано новое правительство. Его тут же поддержали президент Обама, также ЕС и правительство Германии. Госпожа Меркель! Вице-премьер, министр обороны, министр сельского хозяйства, министр охраны окружающей среды, генеральный прокурор – они все фашисты! Руководитель национального совета безопасности был основателем фашисткой партии «Свобода». У фашистов важные посты, например, они доминируют в секторе безопасности. И фашисты еще никогда добровольно с властью не расставались, даже с ее частью. И здесь, уже на основании нашей истории, как минимум правительство ФРГ должно было провести границу».
«У «Свободы» тесные контакты с НДПГ и другими нацистскими партиями в Европе. А председатель партии Олег Тягныбок заявил буквально следующее. Я цитирую. Запомните, что он сказал. Начало цитаты: «Берите оружие, сражайтесь с русскими свиньями, с немцами, с жидовскими свиньями и прочей заразой». Конец цитаты», – добавил Гизи.
Правда, политическую погоду в США и Евросоюзе сегодня делают другие люди. И теперь, как во времена холодной войны, грозят России опустить занавес, только уже со своей стороны.
Геннадий ШАЛАЕВ