Первый канал попался на краже видео

«Октагон» обнаружил, что Арбитражный суд Москвы обязал АО «Первый канал» выплатить видеооператору из Петербурга, основателю Timelab production Андрею Ефимову, 720 тыс. рублей компенсации за нарушение авторских прав

В суде телеканал пытался доказать, что лишь цитировал мини-фильмы Ефимова с пустынными городскими пейзажами как иллюстрацию опасности коронавируса. Но суд решил, что к правилам информационного цитирования такое использование не относится, а видеоряд вставили в качестве украшения.

Фирма Timelab production выпускает панорамные видео разных городов России в жанре «таймлапс» (съёмка объектов, объединённая в ролик с имитацией ускоренного течения времени). Контент Ефимов публикует на сайте Timelab.pro и видеохостингах YouTube и Vimeo, установил суд. После того как «Первый» без спроса начал использовать его продукцию в телепередачах, видеооператор предложил медиакомпании заключить договор. Получив отказ, предприниматель подал в суд.

Из решения суда от 13 октября 2021 года следует, что телеканал неоднократно использовал ролики Ефимова в своих эфирах, посвящённых COVID-19. 26 июня 2020 года в программе Александра Гордона «Док-ток» показаны 19 планов созданного Ефимовым ещё в 2016 году видео о белых ночах в Петербурге. Передача была посвящена грядущему, как тогда казалось, отступлению коронавируса из страны и скорому снятию ограничений, введённых из-за пандемии.

Кадр из программы «Док-ток» от 26 июня 2020 года «Вот оно какое, наше лето…» Скриншот с официального сайта Первого канала

Другой эпизод, рассмотренный судом, – в декабре 2020 года в эфире программы «Время покажет» показали пять видеопланов ролика о зимнем Петербурге, снятого Timelab в 2018 году. Часть выпуска была посвящена новогодним ограничениям в стране, введённым в связи с опасностью эпидемии COVID-19. Причём монтажёры канала добавили в оригинал видео свои визуальные эффекты (размытие) и не указали имя автора. В ролике показаны достопримечательности Северной столицы в зимнее время: купол Казанского собора, вид стрелки Васильевского острова, вид дорожной пробки на Невском проспекте.

Основной аргумент юристов Первого канала – то, что в эфире лишь цитировался контент Ефимова. Но суд указал, что произведения использовались в телепередачах в качестве «красивого художественного видеоряда, который разбавляет скучные пояснения официальных лиц относительно введённых ограничений и привлекает внимание зрителя».

«Никакие информационные сообщения ответчика они своим содержанием не иллюстрируют, поскольку не имеют с ними связи, более того – их содержание отчасти даже противоречит таким сообщениям (например, вид пробки на Невском проспекте явно опровергает утверждения о пустынных улицах и прочих последствиях коронавируса)», – сказано в решении суда.

Настаивая на том, что это цитирование, юристы Первого канала фактически признались в подлоге.

«Довод ответчика о том, что в обеих телепередачах произведения истца использованы в информационных целях, а именно – в целях иллюстрирования сообщений об ограничениях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, судом отклоняется в силу следующего. Как пояснил истец, используемые произведения были созданы последним задолго до указанных событий и их содержание никак не связано с коронавирусом», – изложил судья Ведерников.

Ефимов несколько лет продаёт лицензии на использование своих мини-фильмов по отдельным планам, указывая, что каждый из них является самостоятельным произведением. В частности, стоимость показа одного плана в эфире начинается от 15 тыс. рублей, в доказательство он привёл договор с каналом «ТВ-Центр». Отсюда и размер компенсации за нарушение исключительного права со стороны «Первого» – 720 тыс. рублей. Истец рассчитал ущерб в двукратном размере стоимости лицензии по п. 3 ст. 1301 ГК РФ: 15 тыс. рублей за каждый из 24 видеопланов, помноженные на два.

Ефимов летом выиграл аналогичное дело в суде о «краже» контента против ВГТРК. Размер претензий составил 570 тыс. рублей.

«Россия 1» незаконно показывала ролики Timelab production в программах «60 минут» и «Утро России». Также основатель студии заметил их в эфире «Россия 24» в передаче «Международное обозрение».

Представители Первого канала не ответили на запрос «Октагона». Финансовые потери в ходе судебных разбирательств с видеооператором незначительны для медиакомпании. Её выручка в 2020 году составила 25,2 млрд рублей, чистая прибыль – 6,3 млрд рублей. Впрочем, столько же – около 6 млрд рублей в год – составляют субсидии федерального бюджета Первому каналу.

В компании Timelab сообщили, что Первый канал намерен подавать апелляцию, поэтому, пока решение суда не вступило в силу, от комментариев Ефимов воздержится.

Александр Колесников

По материалам: “Октагон”

Ранее

«Сейсмическое событие для мировой энергетической отрасли»

Далее

«Росатом» заморозил вложения в переработку ТБО на Среднем Урале

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru