По прошествии полутора лет после катастрофы на Таймыре «Норникель» продолжает доказывать способность предотвратить очередные экологические ЧП
Государство больше не верит компании на слово, создаёт автоматическую систему слежения за её заводами и ставит условия для продолжения деятельности. Владимир Потанин готов к уступкам, обещая через четыре десятилетия запустить зелёную металлургию.
Очередные тревожные времена наступили для ГМК «Норильский никель» ещё весной 2021 года. Компания подала в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора повторную заявку на получение комплексного экологического разрешения. Последние изменения в законодательстве делают работу промышленной компании без этого документа невозможной.
Накануне принятия решения по заявке руководство «Норникеля» демонстрирует максимальную открытость и готовность вкладывать огромные средства в охрану окружающей среды.
Предпринимает шаги и государство. На прошлой неделе вице-премьер РФ Виктория Абрамченко сообщила, что на предприятиях и в жилых зонах Норильска будет запущен пилотный проект по созданию системы автоматического контроля состояния воздуха.
После апробации в суровых арктических условиях он будет распространён на другие промышленные города России.
Решение начать реализацию новой всероссийской экологической программы с Норильска можно воспринимать двояко. С одной стороны, эта инициатива принадлежит именно руководству «Норникеля», заявившему о готовности открыто взаимодействовать с экологами ещё в апреле 2021 года. С другой – для компании Владимира Потанина это было вынужденное решение. Сразу несколько надзорных структур выдвинули претензии к содержанию и итогам исполнения её экологических программ. Начавшийся спор перешёл в уголовно-правовую плоскость, победить в нём «Норильский никель» может, только имея на руках самые серьёзные доводы.
Город кислотных дождей
Норильск входит в десятку наиболее грязных мест мира и уверенно удерживает первенство по объёмам вредных выбросов в атмосферу среди российских городов. Побывавшие в нём жители более благополучных мест традиционно поражаются двум вещам – суровому арктическому климату и периодически вырывающемуся из труб заводов едкому дыму, который местные жители называют дымным факелом.
Город зажат со всех сторон тремя предприятиями – Медным, Никелевым и Надеждинским металлургическим заводами. Они объединены ПАО «ГМК “Норильский никель”», мощности которого также разрабатывают месторождения сульфидных руд. Во время их переработки выделяется диоксид серы, это особое вещество. В малых дозах при строгом соблюдении технологии его используют как пищевой консервант, который особенно популярен в виноделии. Но в стихийных природных условиях оно взаимодействует в атмосфере с водой и проливается на землю вместе с дождями в виде серной кислоты.
Кислотный душ не проходит для местных жителей незаметно: в открытых источниках можно найти данные о том, что до последнего времени средняя продолжительность жизни норильчан была на 10 лет меньше, чем в среднем по России.
Крик о помощи
До середины 2000-х годов собственники и государство не уделяли проблеме должного внимания. Она замалчивалась бы и дальше, если бы в мае 2007 года около 15 тысяч жителей города не подставили подписи под открытым письмом в адрес комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.
«Присутствующие в атмосферных загрязнениях тяжёлые металлы приводят к снижению иммунитета горожан, так необходимого при наших климатических условиях», – заявили авторы послания.
«Диоксид серы, являющийся самым значительным загрязняющим фактором, при избыточном содержании в атмосфере способствует возникновению и развитию хронических заболеваний лёгких, раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, способствует и обостряет течение хронического гастрита, бронхита, ларингита, может приводить к раку лёгких». – Из открытого письма жителей Норильска к комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.
В конце письма они выступили с предложением «создать государственную службу экологического контроля в Норильске, имеющую возможность оперативного влияния на производственный процесс металлургических предприятий».
«Нам нужна информация, чтобы в случае нарушения экологических норм мы могли привлечь к ответу виновных в этом», – пояснили горожане.
Первые обещания
На призыв задыхающихся жителей Норильска отреагировали и федеральная власть, и владельцы «Норникеля». Последние уже в 2008 году утвердили обновлённый план по снижению выбросов вредных загрязняющих веществ предприятиями, входящими в её Заполярный филиал. Полного текста документа в открытых источниках нет. Относительно подробно он приведён лишь на слайдах доклада делегации «Норникеля», сделанного в 2011 году на Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, техническое и информационное обеспечение воздухоохранной деятельности».
В докладе, в частности, говорится о планах по снижению лимита объёма предельно допустимых выбросов диоксида серы в 2012 году до 1920 тыс. тонн, в 2014 году – до 1521 тыс. тонн, в 2015 году – до 425 тыс. тонн.
Это предполагалось сделать в том числе благодаря оптимизации производства серы на Медном заводе. На предприятии был заменён котёл-утилизатор, реконструирована печь дожига, системы газоснабжения и управления процессом. На Надеждинском заводе была завершена реконструкция технологических линий взвешенной плавки, заменены и реконструированы аспирационные системы цементного производства.
Чем позже, тем лучше
Последующие планы по снижению выбросов утверждались в 2012, 2015 и 2017 годах. Комплекс документов получил общее название «Серный проект». Главные его показатели отражены в распоряжениях правительства Красноярского края. Это предельно допустимые выбросы (ПДВ) и превышающие их временно согласованные выбросы (ВСВ). В пределах ПДВ действует пониженная ставка платежей за загрязнение окружающей среды. Если предприятие не укладывается в них, то производит выбросы в рамках ВСВ по большей ставке.
Распоряжение краевого правительства от 2012 года устанавливало для Заполярного дивизиона «Норникеля» ВСВ на 2013–2017 годы в размере 1919 тыс. тонн. В 2018–2019 годах этот показатель должен был резко снизиться до 611 тыс. тонн.
Правительство предписывало «Норникелю» стремиться к достижению ПДВ в 2020 году в размере 425 тыс. тонн.
Распоряжение от 2015 года сдвинуло дату резкого снижения объёма выбросов ещё на год. Обновлённые планы предполагали, что в 2016–2018 годах ВСВ для предприятий компании в Красноярском крае составят 1914 тыс., 1825 тыс. и 1813 тыс. тонн. И лишь в 2019 году этот показатель должен был снизиться до 802 тыс. тонн. Новая цель по ПДВ для «Норникеля» на 2020 год была установлена в размере 337 тыс. тонн.
Распоряжение от 2017 года говорило о том, что норильчанам придётся подождать улучшения экологической ситуации в городе ещё три дополнительных года. Оно повысило ВСВ на 2018–2022 годы до 1959 тыс. тонн. Резкое снижение ПДВ теперь предполагалось лишь в 2023 году – до 335 тыс. тонн.
Последний документ позволил компании с новой силой зажечь дымный факел. Снизившись в 2017 году до минимальной отметки в 1705 тыс. тонн, объём выбросов диоксида серы на предприятиях Заполярного филиала вновь начал расти и составил в 2018 году 1789 тыс. тонн, в 2019 году – до 1819,2 тыс. тонн, в 2020 году – до 1857,5 тыс. тонн. Таким образом, показатель вплотную приблизился к уровню 2000-х годов. В результате в селитебной зоне (в жилых и общественных кварталах вокруг предприятий компании) фиксировались превышения концентрации диоксида серы в размере 5–22 ПДК.
Законность объёмов установленных лимитов и их оплаты проверялась контролирующими структурами. В прокурорских документах говорится, что в 2008–2020 годах компания вносила плату за негативное воздействие на окружающую среду на льготных условиях.
В открытых источниках можно найти информацию о том, что ежегодный объём поступлений в бюджет по этой статье составляет 700–900 млн рублей.
В материалах проведённых в Заполярном филиале проверок утверждается, что эта сумма могла бы быть гораздо больше – объём недополученных бюджетных средств составил около 12,5 млрд рублей. В подготовленной прокуратурой справки говорится, что «этим обстоятельствам дана уголовно-правовая оценка». Возможно, эта формулировка связана с появлением в сентябре в телеграм-каналах сообщения о расследовании ГСУ СК РФ уголовного дела по факту допущенных ПАО «ГМК “Норильский никель”» нарушений правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, эксплуатации установок и сооружений. Факт возбуждения уголовного дела не подтверждался, но и не опровергался официальными источниками.
Отставание по всем фронтам
В отчёте «Норильского никеля» по итогам 2020 года указано, что выбросы диоксида серы увеличились «в связи с ростом добычи и переработки серосодержащего сырья».
Проверки компетентных структур выявили, что были и другие причины. Главная из них – неполное исполнение мероприятий, заложенных в экологических программах компании.
Одной из выполненных задач стало закрытие в 2016 году Никелевого завода и увеличение производственных мощностей Надеждинского металлургического и Медного заводов. Объём модернизации производственных мощностей при этом отставал от задуманного, сроки исполнения ряда неисполненных мероприятий (как и в случае с планами по уменьшению объёма вредных выбросов) переносились на последующие периоды.
При этом правила использования действующих природоохранных комплексов нарушались. Например, сотрудники Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора и краевого управления Росприроднадзора выявили факты ненадлежащей эксплуатации газоочистного оборудования на заводах компании в 2019–2021 годах.
Бой за будущее
В январе 2019 года вступили в силу изменения к федеральному законодательству, согласно которым выдаваемые Росприроднадзором разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение были заменены одним документом – комплексным экологическим разрешением (КЭР).
Для получения КЭР специалисты «Норильского никеля» разработали в 2020 году программу повышения экологической эффективности, в которую вновь вошли ранее не исполненные мероприятия, а период снижения уровня загрязнения перенесён на 2026 год.
Эта программа была одобрена в августе 2020 года межведомственной комиссией при Минпромторге России.
В ходе её обсуждения представители Минприроды России и министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края высказали возражения, которые фактически не были учтены.
В феврале 2021 года Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора отказало компании в выдаче КЭР. Ведомство указало на нарушение требований законодательства при расчёте объёмов выбросов и несоответствие эксплуатируемых помещений и оборудования санитарным нормам. «Норникель» подготовил повторную заявку, которая сегодня находится на рассмотрении в Росприроднадзоре. Но и к ней у прокуратуры и контролирующих структур есть серьёзные вопросы. По их мнению, с учётом предыдущих планов она «не отвечает интересам государства» и «фактически выступает способом снижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду без реальной модернизации производства».
Между тем блок, посвящённый модернизации производства, составляет значимую часть принятой в 2021 году руководством «Норильского никеля» комплексной экологической стратегии. В ней продекларирована 21 цель в области экологии и охраны труда, включая сокращение объёма выбросов диоксида серы. Среди прочего на Надеждинском металлургическом заводе до 2023 года планируется строительство мощностей по утилизации богатых диоксидом серы газов и нейтрализации серной кислоты. На Медном заводе до 2025 года предполагается расширить мощности по утилизации диоксида серы для достижения уровня предельно допустимой концентрации и закрыть конвертерный передел с бедными газами.
Но у президента «Норникеля» Владимира Потанина есть более амбициозные планы. Он намерен удержать выбросы парниковых газов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот показатель практически соответствует текущему, но (при условии исполнения планов) с учётом роста производства на 30 процентов произойдёт существенное снижение. Достижение компанией углеродной нейтральности, по его мнению, возможно ранее 2060 года.
«Октагон» направил запросы на получение комментариев в прокуратуру Красноярского края и федеральный Росприроднадзор. На момент публикации статьи ответы в редакцию не поступили.
Константин Джултаев
По материалам: “Октагон”