Президент Украины Владимир Зеленский подписал принятый парламентом антиолигархический закон. В нем довольно подробно описывается, чем отличаются олигархи от прочих граждан и как должно быть ограничено их политическое влияние
Однако серьезно изменить отношения бизнеса и власти в стране все равно не получится, уверен украинский политолог Георгий Чижов.
Официально закон называется «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)». «Точка выбора пройдена. Украина раз и навсегда должна избавиться от кланово-олигархической системы», — написал на своей странице в Facebook один из ближайших к президенту чиновников, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов. Неужели этот закон действительно изменит сложившиеся практики олигархического консенсуса и олигархических конфликтов, которые во многом определяли развитие страны все 30 лет независимости?
Кто такие олигархи
Кого считать олигархом, в законе указано. Тех, кто попадает одновременно хотя бы под три из четырех критериев:
- участвует в политической жизни;
- значительно влияет на СМИ;
- владеет естественной монополией или активом, занимающим монопольное положение на украинском рынке;
- владеет активами (кроме СМИ) на сумму более миллиона прожиточных минимумов в Украине — чуть меньше $86 млн.
А вот дальше возникает немало вопросов. Например, кто такой участник политической жизни? П о мнению законодателей, это президент, народный депутат, министр, генпрокурор и т. д. или же лицо, связанное с тем, кто занимает такую должность (в частности, бизнес-партнер). К этой же категории относятся и люди, которые занимают руководящую должность в политической партии либо финансируют партии, политическую агитацию или политические акции.
Очевидно, что авторы закона попытались максимально подробно описать, чем отличаются олигархи от всех прочих граждан, однако критерии все равно вышли расплывчатыми и допускающими широкие толкования.
Еще в марте 2021 года президент Зеленский говорил, что четко видит разницу между «большим бизнесом» и «олигархическим классом». И тут же назвал шесть фамилий: Медведчук, Коломойский, Порошенко, Ахметов, Пинчук, Фирташ. Однако позднее Алексей Данилов заявил, что к числу олигархов можно «уверенно отнести 13 человек».
Что запрещено олигархам
Прямых ограничений для олигархов не так уж и много. Они не смогут финансировать политические партии, участвовать в приватизации государственных предприятий стоимостью более 250 млн грн (почти $10 млн), будут обязаны подавать декларации об имуществе и доходах (что сегодня уже делают украинские госслужащие).
Куда экзотичнее выглядит необходимость для высших чиновников, депутатов, судей, генералов, правоохранителей и руководителей областных администраций отчитываться о контактах с олигархами или их представителями. Контактом будет считаться любая встреча или разговор, в том числе в режиме онлайн. В декларации о контакте надо будет сообщить дату и место встречи или разговора, их краткое содержание. Декларации будут публичными. Избежать отчета можно, если встреча произойдет на судебных заседаниях или официальных мероприятиях, которые транслируются в прямом эфире или инициированы госорганами. В остальных случаях за «недонесение» об общении с олигархом предусмотрены санкции вплоть до увольнения с госслужбы.
Что здесь не так
Едва только проект закона был внесен в парламент, как на него обрушились критики, посчитавшие, что положения закона противоречат сразу нескольким нормам украинской Конституции:
- о равенстве прав и свобод граждан перед законом: в частности, в Конституции прямо запрещены ограничения по имущественному положению;
- о равном доступе к госслужбе;
- о праве на предпринимательскую деятельность.
О несоответствии закона Конституции официально заявляла уполномоченная Верховной рады по правам человека Людмила Денисова.
Недавно отправленный в отставку спикер парламента Дмитрий Разумков публично поставил под сомнение одно из ключевых положений закона — об органе, уполномоченном включать того или иного гражданина в реестр олигархов. Такая функция закреплена за СНБО — структурой, которая формируется президентом и работает непублично, выдавая «на-гора» уже принятые решения. Разумков и другие депутаты предложили передать эти полномочия Национальному агентству по предотвращению коррупции, и их поправка даже попала в принятый Радой текст закона, что позднее было объявлено технической ошибкой. Так что глава государства подписал закон, который еще предстоит исправлять.
В парламентской фракции «Европейская солидарность», возглавляемой Петром Порошенко, утверждают, что закон принят с нарушением регламента, и намерены его оспаривать. Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко называет закон фейком и уверена, что за полгода, отведенные для вступления его в силу, реальные олигархи благополучно переоформят свое имущество и не будут попадать под ограничительные меры.
Поведение «жертв»
Среди тех, кого в Украине принято считать олигархами, никаких признаков паники не наблюдается. Вряд ли вступление в силу противоречивого закона сможет всерьез поколебать их вес и влияние.
Соратники Порошенко считают своего лидера главным оппонентом Зеленского и уверены, что закон направлен непосредственно против него. Однако бывший президент и так находится под сильным давлением Генпрокуратуры (против него возбуждалось более десятка уголовных дел) и пока что успешно ему противостоит.
Виктор Медведчук тоже столкнулся с куда более серьезными ограничениями, чем те, что предусматривает антиолигархический закон. Он обвиняется в государственной измене, пребывает под домашним арестом, а связанные с ним телеканалы находятся под санкциями.
Позиции Игоря Коломойского не вполне понятны. Многие считают, что Зеленский по-прежнему тесно с ним связан, а демонстрация «равноудаленности» — не более чем дымовая завеса.
Наиболее интересные отношения с властью сейчас у самого богатого украинца Рината Ахметова. До последнего времени он считался главным бенефициаром сложившейся властной конфигурации. Премьер-министр Денис Шмыгаль — бывший топ-менеджер Ахметова, направления в правительстве, связанные с энергетикой, тоже в основном, контролируются выходцами из его структур. Ситуация на энергетическом рынке также складывается в его пользу.
Казалось бы, ничего существенно не поменялось. Со дня на день ожидается назначение заместителем главы офиса президента Ростислава Шурмы, бывшего генерального директора «Запорожстали», давнего и близкого соратника олигарха. Вот только по некоторым данным Ахметов не согласился с отставкой Разумкова, на которого якобы имеет собственные политические виды, и начал борьбу с президентом. Рычагов влияния у олигарха предостаточно, а в нынешний момент и подавно: на фоне мирового энергетического кризиса и начала отопительного сезона в Украине ощущается дефицит угля, а добыча этого топлива и тепловая генерация по большей степени в руках ахметовских структур. И эти обстоятельства представляются куда весомее, чем спорный и с точки зрения права, и с точки зрения эффективности «закон об олигархах».
Георгий Чижов
По материалам: “Forbes”