“Пока другого флота у нас нет и не предвидится”
Власти Севастополя решили вернуть советскую традицию рыбного дня по четвергам, подписав соглашение с несколькими производителями рыбы о том, что раз в неделю они будут снижать стоимость своей продукции для конечного потребителя. Речь идёт лишь о рыбе, добытой в Чёрном море: это килька, хамса, ставрида, барабуля, а также мидии. По сниженной цене пока эту рыбу можно будет приобрести лишь в пяти магазинах и не более двух килограммов в одни руки. «Октагон.Крым» разбирался, как живёт сейчас рыболовецкая отрасль региона и почему в магазинах приморских городов такая дорогая рыба.
Дорогая сёмга не станет дешевле
– Каждый четверг компании, которые входят в рыбопромышленный кластер, будут реализовывать свою продукцию по сниженным ценам: скидка порядка 30–50 процентов на шесть видов рыбы. Продукция вся свежая, добытая или выращенная в Севастополе, будет реализовываться пока в пяти торговых точках, – сказал губернатор Севастополя Михаил Развожаев в момент подписания соглашения с производителями рыбы.
По мнению президента Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерия Сивочуба, введение рыбного дня – дело хорошее. Это позволит многим людям приобрести к столу рыбу, которую далеко не все могут себе позволить, но в реальность 50-процентной скидки он не верит.
– В пределах прибыли предприниматель готов скинуть цены на определённые виды продукции. Ведь придут пожилые люди, купят барабульку подешевле, это же здорово. Но я сомневаюсь, что возможна скидка в 30 и более процентов, тем более 50 процентов, потому что это будет себе в убыток. К тому же если сделать скидку лишь в пяти магазинах, как договорились, это взорвёт рынок, будет перекос. Правда, насколько мне известно, сейчас идёт речь и о сети нестационарных торговых объектов, где будет работать эта программа.
Конечно, самая дорогая рыба на прилавках крымских магазинов – не черноморская килька и хамса, на что власти обязали ритейлеров раз в неделю делать скидку, а дальневосточная сёмга, форель и чавыча. Цена за килограмм такой «золотой» рыбы уже переваливает за тысячу рублей.
«Проблема высоких цен на рыбу бурно обсуждалась на федеральном уровне. Наибольшая наценка происходит на двух последних этапах: в опте и рознице. А это примерно 40–50 процентов». – Валерий Сивочуб, президент Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма.
– Придумали программу, как удешевить транспортировку с Дальнего Востока, ввели с 2018 года субсидии на железнодорожные перевозки рыбы. Но расходы на транспортировку – это не более 10 процентов в конечной цене. Была идея возродить сети магазинов типа «Океан», но ничего не произошло, – рассказал Сивочуб.
По словам Григория Телебея, директора рыбопромышленной компании ООО «Годен фиш», оптовая стоимость килограмма сёмги сейчас составляет порядка 500 рублей.
– Человек покупает оптом тонну семги и приплюсовывает все затраты, а их немало: зарплата, налоги, аренда, сертификация. В итоге покупатель платит за всё это 1200 рублей, – пояснил Телебей.
Черноморская ставридка в рознице отпускается втридорога
Черноморская рыба в разы дешевле. Стоит она от 150 (в основном хамса и килька) до 300 рублей за килограмм в зависимости от вида. Но если учесть, что отходы могут составлять до 30, а то и до 50 процентов от веса рыбы, то её стоимость приближается к стоимости мяса. Однако это цена для конечного пользователя, оптовики закупают у рыболовов рыбу в несколько раз дешевле.
– Мы ловим кильку, хамсу и ставриду, это самая дешёвая рыба. Консервная такая рыба стоит оптом от 20 рублей за килограмм, товарная – от 40 до 50 рублей. При таких ценах на рыбу корабль никак себя не окупит, проще совсем закончить заниматься этим делом, – говорит Телебей.
Море в нынешнем году щедрое. Результаты улова, по прогнозам рыбаков, будут процентов на десять выше, чем в прошлом году. Это примерно 40–45 тыс. тонн улова по севастопольским предприятиям. В основном это килька и хамса. Но на существенный рост доходов рыболовов такой расклад вряд ли повлияет: у отрасли есть серьёзная проблема – изношенность флота.
Тем судам, что используются сейчас, уже по 35–40 лет, и чтобы они были на плаву, приходится постоянно их ремонтировать и модернизировать преимущественно за кредитные средства.
– Пока другого флота у нас нет и не предвидится. Старый флот поддерживаем, механизмы меняем, всё, что можем: вспомогательные двигатели, насосное оборудование, морозильное. Практически половина флота это уже сделала или сделает в ближайшие два-три года, – пояснил Сивочуб.
По его словам, какой-то внятной государственной программы сохранения и восстановления рыболовного флота не существует. Компании ремонтируют суда за свой счёт, а затем получают государственные компенсации. Но гладко всё происходит только на бумаге.
– Нам власти говорят: «Ремонтируйте, а мы вам возместим». Мы отремонтировали, а возмещения почти не получили, денег не хватило. Нам пообещали 60 миллионов возмещения расходов на ремонт, а фактически дали 20 миллионов. Но ведь закончится всё тем, что флот придёт в упадок, и государству понадобятся миллиарды, чтобы купить новые суда, – отметил Григорий Телебей.
По его словам, строительство рыболовецкого судна, подобного тем, что работают сейчас на Чёрном море, обойдётся в 1 млрд рублей и более. У рыбопромышленников таких денег нет, ну а идти в банк за кабальным кредитом на столь значительную сумму никто не хочет. Телебей говорит, что если сейчас существующий флот модернизировать, то он ещё лет 10–15 точно поработает. Далее дело за новыми кораблями, а тут без государственной поддержки никак не обойтись.
Андрей Мединский
По материалам: “Октагон”