Башкирский призыв или осеннее обострение

“После Москвы и Санкт-Петербурга Башкирия на третьем месте по плановому числу новобранцев”

Под конец осенней призывной кампании в военные комиссариаты Башкирии стали забирать буквально всех подряд, невзирая на состояние здоровья – так считают республиканские правозащитники, сами жители в соцсетях тоже говорят о нарушении прав призывников. Военный комиссариат региона отрицает любые обвинения и грозит административными и даже уголовными делами за распространение недостоверной информации.

В конце ноября в Белокатайском районе на призывной пункт привезли больного коронавирусом юношу. Как сообщила «Октагон.Урал» правозащитница, исполнительный директор региональной организации за права человека в РБ Альмира Жукова, 23 ноября к молодому человеку домой приехали представители призывной комиссии с полицией, чтобы забрать его в военкомат. Парень, с его слов, показал положительный результат ПЦР-теста на COVID-19. Но, несмотря на это, его посадили в автомобиль и увезли на призывной пункт.

– Там юноша находился 3–4 дня, общаясь с другими призывниками. Всё это время у него поднималась температура, ему становилось хуже. В результате призывника увезли в инфекционный госпиталь в Зубово, где лечили от коронавируса, – рассказывает Жукова.

Позже выяснилось, что его выписали из больницы и отправили домой.

Жукова говорит, что в региональный минздрав и военную прокуратуру направлены обращения, чтобы установить возможную вину тех, кто забрал инфицированного призывника.

В пресс-службе военного комиссариата РБ «Октагон.Урал» сообщили, что такая ситуация исключена.

– Призывникам дважды проводится экспресс-тест на коронавирус – в военкомате и на призывном пункте. Также в военных комиссариатах республики, сборном пункте и в пути следования в воинские части соблюдаются все меры профилактики и контроля по предотвращению распространения опасной инфекции. У прибывающих на пункты измеряется температура, – рассказали в башкирском комиссариате.

Новобранцы с признаками респираторных заболеваний будут немедленно изолированы, протестированы на наличие коронавирусной инфекции и получат всю необходимую медицинскую помощь, говорят в комиссариате.

Другого призывника – из Стерлитамака – признали годным, несмотря на множество диагнозов, исключающих военную службу (камень в почке, хронический простатит, плоскостопие 3-й степени). Помимо прочего, у молодого человека врождённая аномалия развития левой кисти – не полностью разгибается рука. Альмира Жукова рассказывает, что юношу привезли на призывной пункт, забрали паспорт и телефон, тут же провели медкомиссию и 26 ноября отправили в военную часть в Белгородскую область.

– Парень жил с дедом, родителей у него нет. Медицинские документы, которые должны быть приобщены к его личному делу призывника, вернули дедушке, –говорит правозащитница.

«Мы обратились к военному прокурору, сейчас сделан запрос о проведении повторной медэкспертизы, чтобы парня признали негодным к прохождению военной службы». – Альмира Жукова, правозащитница, исполнительный директор региональной организации за права человека в Республике Башкортостан.

Забрали в военкомат и сироту со спондилолистезом, продолжает Жукова, из-за заболевания юноша не может долго стоять на ногах. Получив повестку, он подал жалобу, до момента рассмотрения которой решение военкомата приостанавливается. Однако в конце ноября его вызвали в райвоенкомат якобы для прохождения медкомиссии с целью уточнения диагноза. Правозащитники говорят, что там у призывника отобрали средства связи, в райвоенкомате он пробыл пять дней, откуда уехал на скорой с диагнозом «ангина».

В военном комиссариате не стали комментировать «Октагон.Урал» случаи призыва на военную службу юношей с заболеваниями, о которых рассказывали правозащитники.

Согласно плану, от Башкирии в этот осенний призыв к местам прохождения службы должны отправиться более 4 тысяч новобранцев. Более 5 тысяч человек было в плане весеннего призыва 2021 года. В 2020-м регион вообще показал лучший результат среди 29 субъектов Центрального военного округа, воинскую повинность отравились отбывать порядка 9 тысяч призывников.

В рядах призывников недобор, и в этом причина того, что забирают всех подряд, говорит Жукова. Она считает, что нужно уменьшать цифры по призыву.

«После Москвы и Санкт-Петербурга Башкирия на третьем месте по плановому числу новобранцев. Поэтому и забирают всех подряд, включая больных детей». – Альмира Жукова, правозащитница, исполнительный директор региональной организации за права человека в Республике Башкортостан.

С этим согласен член СПЧ при главе Башкирии Виль Тухватуллин. Он говорит, что цифры по требуемому числу призывников действительно сильно завышены, поэтому истории, когда пытаются забрать не вполне здоровых юношей, нередки.

– Нарушения фиксируются из призыва в призыв: новобранцев незаконно держат на сборном пункте, занижают реальные диагнозы, теряют медицинские документы. Случается, что призывника по повестке могут отправить в день обращения в военкомат в нарушение правил, не дав собраться и попрощаться с родными. Также призывные комиссии работают в военкоматах не в полном составе в нарушение регламента, который предписывает быть в составе представителям МВД, отделов образования и так далее, – говорит член СПЧ.

Другой вопрос связан с условиями нахождения призывников на сборных пунктах. Один из жителей Башкирии Валерий К. на прошлой неделе пожаловался в сети «ВКонтакте» главе региона Радию Хабирову на сборный призывной пункт по улице Революционной, 156, в Уфе. Мужчина сообщил, что провожал в армию будущего солдата и узнал об условиях нахождения там.

«Новобранцы спят на голых топчанах, полуторалитровая бутылка воды стоит 300 рублей, 10 штук сигарет 150 рублей. Что за издевательство? Воду можно и бесплатно дать, они же едут не на заработки, а нас защищать», – написал обратившийся, также сообщив, что новобранцам запрещено брать с собой телефоны с камерами.

Проверить, насколько ситуация соответствует действительности, опровергнуть или подтвердить высказывания уфимца практически невозможно. Виль Тухватуллин говорит, что лично связывался с представителями Минобороны, предложив организовать допуск в военкомат СМИ и общественников, но ответа не дождался.

«Все эти ведомства настолько закрыты, что не идут на контакт. Получается, они утверждают, что выдают и постельное бельё, и воду, но проверить на деле их слова невозможно». – Виль Тухватуллин, член СПЧ при главе Башкирии.

– Если у вас всё хорошо и чётко, почему вы закрываетесь? Предполагаю, что на территории призывного пункта на данный момент работает какая-то частная фирма, которая может продавать товары первой необходимости. Если так, то получается, кто-то их туда допустил. Но общественникам при этом запрещают проходить. Пока правовой основы, чтобы попасть туда, у нас нет, – говорит Тухватуллин.

Тем временем во вторник, 7 декабря, после общественного резонанса военный комиссариат Башкирии распространил сообщение об условиях нахождения призывников на пункте сбора.

«Данная информация не соответствует действительности. Граждане, прибывшие на сборный пункт региона, бесплатно обеспечиваются постельным бельём, трёхразовым горячим питанием, а также питьевой водой», – сообщили в Башвоенкомате, напомнив об административной или даже уголовной ответственности за распространение недостоверных сведений.

Юристы и правозащитники говорят, что системные проблемы призыва можно решить только включением в состав призывных комиссий общественников, правозащитников. Также нужно вносить изменения в регламент работы врачей, вводить персональную ответственность, проверять их сертификаты на соответствие. Например, врачи в военкоматах не имеют права ставить свои диагнозы, ведь это не лечебное учреждение, у которого есть лицензия на диагностику. Согласно закону, они должны сверять имеющиеся сведения с так называемым расписанием болезней, однако нарушения этих правил происходят повсеместно, говорит Виль Тухватуллин.

Кроме того, он считает необходимым проводить просветительскую работу с родителями и призывниками, рассказывать им о правах.

В частности, о том, что юноши могут выбрать альтернативный вариант прохождения службы, отдав долг в гражданских организациях.

– Ребята должны служить в армии, но должны служить реально физически и психически здоровые, чтобы избежать в дальнейшем трагических случаев, например, самострела или убийства сослуживцев. Хотелось бы, чтобы нас услышали Минобороны РФ и Радий Хабиров как председатель призывной комиссии Башкирии. Тем более что военкоматы – это гражданские организации и институты гражданского общества имеют право проводить общественный контроль за их деятельностью в рамках действующего закона, – сказал член СПЧ.

Правозащитники будут настаивать на том, чтобы им дали разрешение посетить республиканские призывные пункты, где они могли бы лично увидеть, в каких условиях там пребывают новобранцы. Кроме того, обо всех резонансных случаях с призывом физически не годных ребят поставлен в известность военный прокурор РБ, а также руководство регионального минздрава. В планах также привлечь для проверок органы МВД.

Ольга Громова

По материалам: “Октагон”

Ранее

Место сноса атомной станции в Щёлкино готовят под инвестплощадку

Далее

Следствие смягчило меру пресечения бывшему управделами алтайского губернатора

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru