Борьба за экологию затормозит промышленность

Реализация программ по охране окружающей среды от вредных выбросов в рамках нацпроекта «Экология» может привести к неприятным последствиям

pixabay.com

Требование оформить новый документ – комплексные экологические разрешения (КЭР), – который станет обязательным уже с 2024 года, выполнили менее 1 процента предприятий. Другие вовсе не отправили заявку или получили отказ из-за нарушения процедуры подачи документов или наличия природоохранных нарушений. Среди «отказников» – крупнейшие промышленники.

Масштабное реформирование в сфере экологии началось в России более 10 лет назад. Постепенно внедрялись новые правила экологического нормирования деятельности предприятий, и в 2019 году вступил в силу крупный пакет поправок к закону об окружающей среде.

Одним из ключевых его направлений стала необходимость для промышленных объектов получать комплексные экологические разрешения сроком на семь лет. Подразумевалось, что они заменят собой разрешения на выброс загрязняющих веществ атмосферный в воздух, на водопользование и захоронение отходов производства, которые действовали меньшее время, а получение их было осложнено сбором множественной документации.

«Теперь для того чтобы всё это сделать, не нужно бесконечное количество согласований. Будет необходима только одна заявка от предприятия. И итогом должен стать единый документ на семь лет с правом продления», – заявлял по поводу КЭР премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

К 2023 году КЭР должны получить около 300 российских предприятий, суммарно выбрасывающих не менее 60 процентов загрязняющих веществ. А к 2025 году разрешения должны иметь около 6900 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Между тем среди предприятий из «Перечня 300» разрешение к декабрю этого года получили лишь 19, а из 6900 – всего 62, то есть меньше 1 процента, рассказали «Октагону» в Росприроднадзоре. Притом что постепенный переход к внедрению КЭР ведётся с февраля 2019 года.

Комплексное экологическое разрешение – документ для юрлица или ИП, который подтверждает возможность вести деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. В КЭР содержатся обязательные требования по её защите.

В списки предприятий, которые обязаны иметь разрешения для продолжения работы, внесены объекты 1-й категории (в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды»). К ней относятся те, что оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду: крупные предприятия по производству электроэнергии, химических веществ, добыче нефти и газа, канализационные очистные сооружения и так далее. При этом необходимость в получении КЭР распространяется на те объекты, которые относятся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ).

Наилучшая доступная технология – технология производства и выполнения работ на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания способов охраны окружающей среды при наличии технической возможности её применения.

Объекты 2-й категории – оказывающие умеренное воздействие (предприятия по производству чугуна и стали, мяса и других пищевых продуктов, по металлообработке, по эксплуатации ядерных установок, газовые и нефтяные трубопроводы и другие) – тоже могут получить КЭР. Существуют также 3-я и 4-я категории – это предприятия, оказывающие незначительное и минимальное воздействие на окружающую среду соответственно, им разрешение не требуется.

Наилучшие доступные технологии созданы для комплексного предотвращения или минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Практика применения НДТ возникла из необходимости соблюдать интересы государства и общества. Особенно это касается таких отраслей, как, например, чёрная металлургия. Она обладает высоким антропогенным воздействием и одновременно с этим большой значимостью для развития государства. В Евросоюзе 60 процентов всех наилучших доступных технологий относятся к технологическому комплексу по производству чугуна и в первую очередь кокса.

Впервые комплексный подход к предотвращению и контролю за загрязнениями был отражён в директиве совета Европейского союза от 1996 года, которую в 2008-м заменили новой. Под её действие подпадают около 52 тыс. установок на территории Евросоюза.

В России процесс внедрения наилучших доступных технологий разработан и основан на принципах, применяемых в ЕС, но переход к ним начался значительно позже.

Лишь в 2014 году вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» и разработан поэтапный график создания справочников НДТ на период 2015–2017 годов. А в 2019-м Правительство утвердило постановление об обязательном получении КЭР предприятиями к 2025 году.

Тернистый путь

Как рассказали «Октагону» в Росприроднадзоре, в 2021 году число предприятий, направивших заявления на получение КЭР, возросло. Если в 2019-м их было шесть, в 2020-м – 100, то в 2021-м – 168. Но этого недостаточно, и, по мнению координатора экспертного сообщества Российского экологического общества (РЭО) Ольги Шевелевой, за оставшийся год «дойти до финиша смогут лишь те, у кого уже сейчас есть очень хороший задел».

– Получение КЭР – сложный процесс, который включает в себя много действий и процедур. Благополучно пройти все этапы этого квеста крайне сложно. Задела для этого может и не быть по разным причинам, иногда непреодолимым, – прокомментировала Ольга Шевелева.

Зачастую сбой происходит уже на этапе подачи заявки на получение КЭР.

Начиная с 2019 года 85 предприятий из «Перечня 300» направили документы в Росприроднадзор для предоставления им комплексного разрешения. Однако больше чем половине из них – 43 – было отказано даже в приёме заявки, в выдаче – 23.

Основаниями для отказа в приёме документов к рассмотрению стали несоответствие заявителя, формы и содержания заявки установленным требованиям и неуплата госпошлины в размере 6 тыс. рублей. В выдаче разрешения Росприроднадзор отказывал тем, кто вовремя (за 45 дней) не устранил замечания или устранил их не в полном объёме. Вторая причина – «несоблюдение требований законодательства РФ об охране окружающей среды при расчёте нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативов образования отходов».

Среди тех, кому было отказано в получении КЭР, – региональные подразделения ЛУКОЙЛа и «Роснефти», а также «Норникель». Последний подготовил повторную заявку, но и к ней у прокуратуры и контролирующих структур появились вопросы. В частности, по их мнению, с учётом предыдущих планов она «не отвечает интересам государства» и «фактически выступает способом снижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду без реальной модернизации производства».

По мнению Ольги Шевелевой, говорить о получении КЭР к установленному сроку имеет смысл в отношении тех предприятий, которые и раньше соответствовали НДТ, и теперь им нужно лишь официально это зарегистрировать.

«Если же на предприятии не было технологий, отвечающих требованиям к НДТ, но оно решилось внедрять их, то только проектирование плюс прохождение экспертиз займёт в лучшем случае год». – Ольга Шевелева, координатор экспертного сообщества Российского экологического общества.

– Предприятия для начала разрабатывают программу повышения экологической эффективности. Она рассчитана на семь лет, а для оборонных и/или градообразующих предприятий – на 14 лет. Подвижек в реальных уровнях воздействия на окружающую среду за два года никак нельзя ожидать, – отметила эксперт РЭО.

Помимо этого, существуют пробелы на уровне регулирования со стороны государства. Применение НДТ основано на информационно-технических справочниках по ним, качество которых вызывает у экспертов вопросы. В частности, уровень воздействия, указанный в соответствующем информационно-техническом справочнике, может быть принципиально недостижим. Например, в сфере нефтепереработки первоначальный справочник не отвечал поставленным задачам, и было принято решение о его переработке. Работа велась на протяжении всего 2021 года, притом что до дедлайна остался год, рассказала Ольга Шевелева.

Невыгодные вложения

Внедрение НДТ позволяет не только улучшить экологическую ситуацию и создать энергоэффективные производственные мощности, но также повысить конкурентоспособность продукции и привести её в соответствие с техстандартами развитых стран, что способствует расширению экспорта. Поэтому для государства вопрос применения НДТ и использования КЭР актуален и в экономической плоскости.

Для стимулирования перехода к НДТ правительства используют различные методы: налоговые льготы, льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду, выделение средств из бюджета. В российском бюджете на период 2021–2023 годов на НДТ заложено лишь 18 млрд рублей. Переход к наилучшим доступным технологиям реализуется за счёт инвестпрограмм предприятий.

При этом модернизация производств высокозатратна. Например, Архангельскому целлюлозно-бумажному комбинату на это потребуется 18,2 млрд рублей. А в целом, по оценкам Минпромторга России, для перехода к НДТ необходимо около 8,2 трлн рублей инвестиций. Полная модернизация изношенного оборудования до современного технологического уровня оценивается в 13,6 трлн рублей.

– Предприятие, внедрившее наилучшие доступные, то есть самые современные и эффективные технологии, и так уже получает конкурентные преимущества перед своими менее продвинутыми коллегами. Прибавьте к этому коэффициент ноль, на который умножает сумму платежей за воздействие на окружающую среду то предприятие, которое доказало минимальный уровень своего воздействия на природу, – пояснила Ольга Шевелева.

КЭР могли бы стать одним из способов достижения массового перехода к наилучшим доступным технологиям, но, скорее всего, этого не случится.

Как пояснили в Росприроднадзоре, на предприятия, работающие без разрешений, могут быть наложены административная ответственность и штраф. Для должностных лиц размер штрафа составляет от 4 до 10 тыс. рублей, для юридических – от 50 до 100 тыс. рублей.

В сравнении с затратами на модернизацию эти цифры выглядят гораздо менее значимыми. И законопослушным промышленникам с наступлением предельного срока получения КЭР придётся выбирать, останавливать ли активы или работать без разрешений, накапливая иски от Росприроднадзора и уплачивая символические штрафы.

Анна Фёдорова

По материалам: “Октагон”

Ранее

Украина, социалка, зарплаты и снова Украина

Далее

«Пациенты попросту не знают свои права»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru