Почему в России на дни рождения и помолвки заказывают «маски-шоу» спецназа
На парковке торгового центра останавливается автомобиль. Сидящая в салоне молодая пара собирается выходить, обсуждая предстоящие покупки. Неожиданно рядом тормозит микроавтобус с тонированными стеклами. Из него выбегают вооруженные люди в масках и черной спецназовской форме, звучит предупреждение: «Не дергаться! Работает спецназ!». Они вытаскивают из машины водителя, а девушку отводят в сторону. Открывается багажник, и внутри находят пакетик с подозрительным содержимым, похожим на наркотики. Водителя заводят в микроавтобус, двери закрываются, девушка остается стоять с широко открытыми глазами.
Это не криминальная хроника по ТВ, а реальный розыгрыш — один из сценариев, которые можно заказать в сети «Спецназ Шоу» и других подобных агентствах в России. Стремительная операция на парковке заканчивается выходом молодого человека из микроавтобуса с цветами и кольцом. Он встает на колено и делает своей девушке предложение. Занавес.
По словам организаторов, такие специфические предложения руки и сердца сейчас в тренде у молодежи. Агентства, устраивающие шоу «в стиле спецназ», помогут также разыграть именинника, сымитировать обыск у чиновника или действующего силовика. Что стоит за популярностью подобных шоу? Может быть, это свидетельство возросшей роли силового блока в России, и общество, приняв эту данность, осмысляет ее по-своему? Что по этому поводу думают организаторы квестов, какие у них правила и табу, читайте в материале Znak.com.
От досмотра на дороге до «похищения» невесты
Сценарии от «Спецназ Шоу» зависят от пожеланий клиента, его деятельности и многих других факторов. Квест может обсуждаться несколько месяцев. Самая популярная тема у молодых — подброс «наркотиков» на дне рождения, корпоративе, мальчишнике или любом другом мероприятии. Вместо запрещенных веществ используется чай или сахарная пудра. В случае предложения руки и сердца в свертке могут найти обручальное кольцо.
Если клиент бизнесмен, могут быть варианты маски-шоу, связанные с вымышленными делами о мошенничестве, уклонении от выплаты налогов. Возможна «облава в рамках борьбы с коррупцией». Другие сценарии предполагают «похищение» невесты или инцидент с дракой на торжестве. Свадебный кортеж могут остановить и на дороге для проверки. Для самых искушенных могут задействовать бронетехнику. В остальном для правдоподобности используется охолощенное и страйкбольное оружие. Весь квест снимается на видео, которое потом получает клиент.
«Отдельное направление — розыгрыши на транспорте. В определенном месте останавливается автомобиль, происходит „задержание“ человека. Причины могут быть разные, чаще всего — „оперативные мероприятия“. Конечно, 228 (статья УК об обороте наркотиков — прим. ред.) — самая заезженная. Мы сейчас советуем клиентам выбрать что-то другое. Могут быть самые разные жизненные ситуации. И самое главное: работа ведется по конкретному объекту — заказчику, который в курсе происходящего», — рассказывает Дмитрий, координатор франшизы «Спецназ Шоу» в Екатеринбурге и Челябинске.
Он подчеркивает, что «задержание», «досмотр» и другие силовые действия проводятся по согласованию с органами внутренних дел. Между сторонами заключается договор, в котором прописываются все нюансы, даже движения «силовиков». Разыгрывать так сторонних людей не позволяет законодательство. Ряженые силовики задерживают на публике человека (или группу лиц), а через какое-то время снимают «браслеты». Всем объявляют, что это был розыгрыш, и следуют поздравления.
В «основе» индустрии — постоянные участники военно-тактических игр, спортсмены, бывшие сотрудники органов внутренних дел и военные.
Главное их внешнее отличие от настоящих силовиков — отсутствие официальных шевронов, вместо них на рукавах триколоры или частично измененные названия спецподразделений на спинах.
«То, что мы работаем под видом силовых подразделений, не снимает с нас ответственности за качество проводимой работы. Наши сотрудники постоянно тренируются, тщательно готовятся к квестам, отрабатывают сценарии и свои действия в тех или иных ситуациях. Все это нужно, чтобы не опозорить действующие такие подразделения», — отмечает Дмитрий.
«Неадекватных людей хватает»
Отбор клиентов, по словам организаторов, идет тщательный. Розыгрыши не устраиваются для беременных, детей, подростков и людей преклонного возраста, а также тех, у кого есть проблемы с сердцем или психикой. Если кто-то «из группы риска» может оказаться среди гостей мероприятия, где планирует работать «Спецназ Шоу», их заранее предупреждают. Кроме того, при общении оценивается адекватность потенциального заказчика.
«Неадекватных людей хватает. Был один, насмотрелся сериалов про силовиков и бандитов. Звонит и говорит — нужен спецназ на разборки, чтобы мы постояли в сторонке для солидности. Был готов заплатить тройной тариф. Но мы такими вещами не занимаемся. С потенциальным клиентом ведется долгий предварительный разговор, обсуждаются тысячи нюансов. Странных, вызывающих подозрение людей отсеиваем», — говорит основатель проекта «Спецназ Шоу» в Ростове-на-Дону Виталий.
Показательным был случай, когда в южной столице ряженые силовики снимали на видео пранк с задержанием человека на парковке торгового центра. На место приехали полицейские и всех задержали. Уже в отделении ребята объяснили происходящее социальным экспериментом, что все участники были подставными. Сотрудники полиции их пожурили и попросили в будущем предупреждать заранее о подобных вещах.
В 2020 году на слуху был инцидент с задержанием в Санкт-Петербурге автобуса с фальшивым спецназом, который, как позже оказалось, с подачи Росгвардии был вызван на подставной розыгрыш. На задержании хотели выявить среди участников «Спецназ Шоу» действующих сотрудников силовых структур, но в организации работают только бывшие. Тогда прицепились к наличию шевронов, оставшихся после съемок.
«Эта история никаким делом не закончилась, потому что была допущена масса нарушений со стороны силовиков. Хочу еще раз отметить, что мы не используем форменную одежду с шевронами действующих силовых подразделений», — указывает представитель «Спецназ Шоу» в Петербурге и создатель франшизы Сергей Родкин.
«Наша задача — поместить человека в театральную обстановку»
Стоимость розыгрыша зависит от его сложности, количества участников и других факторов. В Екатеринбурге цены начинаются от 16 тыс. рублей, в Ростове-на-Дону — от 20 тыс. рублей, в Петербурге — от 25 тыс. Для организаторов это не основная работа, а больше хобби, к которому они подходят с профессиональной точки зрения. В среднем ежемесячно в отдельно взятом городе проводится два-три квеста. Целевая аудитория размыта — заказывают люди от 18 лет и старше.
«Есть случаи, когда родители просят организовать квесты для своих детей, например, на день рождения. В числе заказчиков бывают люди самых разных профессий, в том числе военные и сотрудники правоохранительных органов», — приводит примеры Сергей Родкин.
Так, в Ростовской области квест для своей жены заказал высокопоставленный сотрудник МВД. «Спецназ» зашел к ним в дом, где была одна супруга. Женщина позвонила мужу и рассказала о происходящем, попросила его «разобраться». Мужчина приехал, но его, к удивлению женщины, «коллеги» выпроводили за порог. Вскоре он вернулся уже с шампанским и цветами, успокоил и рассказал, что это был розыгрыш.
В числе курьезных историй организаторы вспоминают случай в Копейске (Челябинская область), где «Спецназ Шоу» заказали на день рождения чиновнику. Его разыграли по всем правилам, коллеги получили охапку эмоций, а через пару месяцев этот чиновник был задержан силовиками уже по-настоящему в рамках уголовного дела.
Сценарии розыгрышей по большей части типичны вне зависимости от региона. Но об определенной суровости уральцев может говорить случай, когда группа молодых людей заказала мощный силовой захват. «Был ВАЗ-2107, в котором при „задержании“ мы выбивали стекла. Стекла, конечно же, были специальными, киношными. Все, кто находился в машине, были в курсе того, что их ждет. Но был элемент неожиданности. Эффект, которого они хотели добиться, был достигнут», — рассказывает Дмитрий.
Реагируют на розыгрыши «Спецназ Шоу» по-разному. Палитра эмоций, как выражаются организаторы, от абсолютного спокойствия до удивления, возмущения и облегчения от того, что все это понарошку.
Чаще всего в первые минуты люди находятся в ступоре из-за появления крепких парней в форме. Бывает, кто-то начинает звонить адвокатам, но прямая агрессия — очень редкое явление.
«Наша задача — поместить человека в определенную театральную обстановку. Действовать нужно адекватно и профессионально. Просто жестко положить человека лицом в пол — такое вызовет негатив. Поэтому нужна психологическая работа, тщательная проработка сценария, чтобы люди могли получить эстетическое удовольствие. Вместо насилия — лояльность. Праздник должен оставаться праздником», — говорит Сергей Родкин.
За время существования проекта были единичные случаи, когда девушка сказала «нет» своему молодому человеку после маски-шоу. «Но это те случаи, когда предложения руки и сердца делали не тому человеку. Были даже истории, когда предложение делали замужней женщине, как потом выяснилось», — вспоминает Виталий.
По его словам, если люди начинают в ходе розыгрыша вести себя агрессивно, их успокаивают всеми возможными методами. Если это не приносит результатов, квест тут же заканчивают. С другой стороны, есть много примеров, когда максимально спокойно и даже с пониманием вели себя богатые люди, оказавшиеся в эпицентре силового квеста в ресторане, потому что в своей обычной жизни они были свидетелями работы настоящих силовиков.
Рефлексия или потребность в адреналине
Среди психологов бытует мнение, что подобные розыгрыши с инсценировкой задержания людей — своего рода ответ общества на российские реалии. Граждане ежедневно видят новости о работе силовиков по тем или иным уголовным делам, а также на массовых мероприятиях. Кадры с жесткими задержаниями уже никого не удивляют. И, чтобы как-то примириться с реальностью, россияне готовы участвовать в квестах «Спецназ Шоу», рефлексировать с юмором, что можно характеризовать как ответную реакцию.
Организаторы «праздников с перчинкой» так не считают. «Отвечая на наши вопросы о том, зачем им это нужно, многие говорят, что обычные розыгрыши им уже не интересны, даже полеты на воздушном шаре считают банальностью. А от наших квестов люди получают желаемый адреналин и яркие впечатления», — указывают организаторы из Ростова-на-Дону.
Координаторы проекта в Екатеринбурге и Челябинске добавляют, что розыгрыши потом долго обсуждаются в компаниях, ставших их невольными участниками. «Да, в России никто не застрахован от того, чтобы оказаться в реальной ситуации с задержанием. К счастью, в нашем случае это просто шоу-программа. Люди получают эмоции от того, что выдержали происходящее, — отмечают они. — Но, если бы была прямая закономерность с ситуацией в стране, тогда у нас было бы очень много заказов. Но это не так. Статистика говорит о том, что активные действия настоящих силовиков и освещение их деятельности в СМИ никакого бум-эффекта для квестов не принесли».
Следует добавить, что команды проектов сейчас все больше делают ставку на съемки в сериалах и фильмах, а также клипах музыкантов. Их можно увидеть в эпизодических сценах сериалов, которые, в частности, показывают по НТВ, ТНТ и «России 1». Кроме того, они нередко выступают консультантами по военным сценам в кино.
Игнат Бакин
По материалам: “Znak.com”