“Одну из самых дорогих заявок Хуснуллину направили власти Санкт-Петербурга, запросившие 24,1 млрд рублей из бюджета”
Марат Хуснуллин стал в 2021 году одним из самых деятельных членов Правительства. Главное достижение вице-премьера – это запуск инфраструктурного меню, которое позволит получить федеральные деньги даже самым отсталым регионам. Одним из пионеров оказались субъекты Русского Севера.
Инфраструктурное меню – звучит, конечно, вычурно. Суть же его состоит в том, что Москва предлагает региональным властям на выбор несколько вариантов финансовых инструментов, чтобы развивать свои территории.
Инструменты следующие: инфраструктурные кредиты (по линии госкорпорации развития «ВЭБ.РФ»), инфраструктурные облигации (под гарантии госкомпании «Дом.РФ»), реструктуризация ранее выданных бюджетных кредитов и средства от перераспределения акцизов.
Заявки регионов на подключение к инфраструктурному меню направляются в правительственную комиссию по региональному развитию. Возглавляет комиссию вице-премьер Марат Хуснуллин, который, как правило, дважды в месяц собирает её президиум.
По словам Хуснуллина, всего к началу декабря 31 регион предъявил на одобрение 136 инвестпроектов. Чтобы их реализовать, нужно 938 млрд рублей внебюджетных инвестиций.
Самые популярные отрасли, для развития которых регионы просят денег, – транспортная, коммунальная и энергетическая.
Большинство заявок действительно типичны. Тюменская, Ростовская и Саратовская области, например, получат деньги на комплексное развитие бывших территорий аэропортов: пустующие земли будут застраивать жильём. Государство даёт деньги на инфраструктуру.
Псковская область получит 1 млрд рублей инфраструктурного кредита на развитие агломерации: строительство кольцевого водопровода, дорог, социальных учреждений. Новгородская область – 1,1 млрд рублей на обновление общественного транспорта в Великом Новгороде. Муниципальная компания «Автобусный парк» закупит троллейбусы и автобусы, рассказал губернатор Андрей Никитин. При этом, напомним, с 2018 года в город закупали подержанные троллейбусы. Видимо, поправить финансовое положение «Автобусного парка» удастся только за счёт федеральных средств.
В 2017 году, а затем в 2021-м фирму пытались обанкротить: сначала налоговая служба, затем компания «Нева-нефть». Оба раза судебные процессы о банкротстве были прекращены.
Карелия запросила 1,2 млрд рублей на развитие микрорайона «Октябрьский» в Петрозаводске. Жильё на берегу Петрозаводской губы близ Северного порта начали строить ещё в советские годы, а сейчас здесь появилось несколько новых жилых комплексов, которые требуют расширения коммунальной инфраструктуры.
Архангельской области выделили 2,6 млрд рублей на строительство дорог к новым микрорайонам в Архангельске и Северодвинске. Быть может, хотя бы так удастся вдохнуть жизнь в депрессивный моногород.
Одну из самых дорогих заявок Хуснуллину направили власти Санкт-Петербурга, запросившие 24,1 млрд рублей из бюджета.
Все они пойдут на развитие Петербургского транспортного узла, а конкретно – на обновление поездов в метро. А также на строительство Восточного скоростного диаметра, который должен в перспективе соединиться с Западным скоростным диаметром. Таким образом Санкт-Петербург по территории Ленобласти окружит ещё одна скоростная кольцевая автодорога.
Калининградская область запросила деньги на создание туристического кластера в Светлогорске. А ещё на «Карбоновую долину» – это инновационный центр, где собираются производить углеродные импланты на замену человеческим костям.
Такая заявка заведомо не могла быть проигрышной. Ведь участвуют в проекте крайне серьёзные люди. С одной стороны, госкорпорация «Ростех» (через специально созданную дочернюю структуру «РТ-Карбон»), а с другой – бывший первый вице-президент «Газпромбанка» Владислав Аваев и экс-директор федерального центра водохозяйственного мониторинга Дмитрий Маковкин (оба ныне – партнёры компании «Карбоникс», вместе с «Ростехом» участвующей в углеродном бизнесе).
В списке получателей господдержки есть и другие проекты, связанные с серьёзными людьми. В декабре комиссия одобрила заявку Мурманской области на 6,5 млрд рублей. Регион хочет развивать дороги и возводит Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в посёлке Белокаменка. Это завод, где будут производить оборудование для сжижения природного газа.
Завод входит в структуру компании «Новатэк» Леонида Михельсона. Его бизнес-интересы ранее распространялись только на Урал (добыча газа на Ямале) и Дальний Восток (переработка газа в Амурской области). Ну а закрепление Михельсона в Северо-Западном округе, как теперь видим, гарантировано господдержкой.
Мурманская область, правда, не стала отставать от соседей и запросила ещё 3,4 млрд рублей на строительство культурно-делового центра «Новый Мурманск». Там будет «джентльменский набор» для подобных заведений в других уголках страны – от фудкорта до гостиницы. А заодно музей Арктики, которому предстоит конкурировать за внимание туристов с таким же музеем на Ямале.
Константин Ольшанский
По материалам: “Октагон”