Главная / Общество / Москва ужесточает контроль за деньгами в Крыму

Москва ужесточает контроль за деньгами в Крыму

Накануне празднования Нового года Правительство России упразднило федеральную целевую программу (ФЦП) Крыма и Севастополя, реализация которой шла почти восемь лет

pixabay.com

Тут же поползли слухи, что «золотой дождь» в виде денег федерального бюджета прекратит проливаться на крымскую экономическую почву. Однако ни о каком прекращении дополнительного финансирования обоих регионов речи не идёт. Просто теперь ужесточится контроль за исполнением госпрограммы и расходованием бюджетных средств. По словам экспертов, триггером к принятию такого решения со стороны федцентра послужил арест в сентябре прошлого года очередного куратора крымской ФЦП Евгения Кабанова.

В последние дни прошлого года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому досрочно упраздняется федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя. Программа существовала с 2014 года, и её только недавно решили продлить до 2030 года, увеличив финансирование примерно на 200 млрд рублей. Теперь вместо ФЦП с 1 января 2022 года будет действовать государственная программа. При этом все начатые проекты должны быть реализованы в срок. Менять проекты и, соответственно, объёмы финансирования никто уже не будет.

Одно из ключевых отличий новой госпрограммы касается введения персонифицированной ответственности за срыв строительства или реконструкции объектов.

Главы регионов должны будут в случае нарушений и срывов сроков направлять в Министерство экономического развития РФ информацию о провинившихся должностных лицах.

По словам заместителя министра экономического развития РФ Сергея Назарова, структуру госпрограммы переформатировали «под новые требования действующих порядков и подходы в отношении реализации госпрограмм».

«Решения по изменению формата реализации ФЦП продиктовано необходимостью приведения к единообразию всех программных документов», – сообщает замминистра.

Госпрограмма должна будет к 2025 году обеспечить полуостров необходимой транспортной, социальной и иной инфраструктурой на уровне 2,5 миллиона человек. Также в планах сокращение уровня безработицы до 4,9 процента и увеличение объёма инвестиций в основной капитал – 142,9 тыс. рублей на душу населения. Кроме того, в Минэкономразвития надеются, что удельные капитальные вложения участников свободной экономической зоны (СЭЗ) достигнут уровня 71,4 млн рублей в расчёте на одного резидента.

Опрошенные «Октагон.Крым» эксперты уверены, что причина довольно внезапного переформатирования крымской ФЦП в госпрограмму связана с постоянным недовольством Москвы качеством и сроками реализации федеральной целевой программы, а также желанием улучшить эффективность освоения бюджетных средств. Центру надоело, что местные чиновники, имеющие доступ к большим деньгами, на протяжении семи лет прикармливают свои карманные фирмы, которые берут субподряды вне конкурсов и всё делают плохо, а иногда и не делают вовсе.

– Постоянно пропадали подрядчики после получения авансовых платежей. Постоянно срывались сроки сдачи объектов строительства. И, видимо, после этого в Москве решили переформатировать финансирование Крыма, – считает генеральный директор Ассоциации предпринимателей Крыма и Севастополя Гирей Бекиров.

По его словам, теперь, вероятно, у федерального центра будет больше контроля за расходованием средств.

«Может, они будут определять подрядчиков, а может, наоборот, больше будут давать возможностей участвовать в тендере малому и среднему бизнесу, которому был закрыт по сути доступ. Сложно сказать, так как пока не видим конкретных документов». – Гирей Бекиров, генеральный директор Ассоциации предпринимателей Республики Крым и города Севастополя.

Бекиров отмечает, что на сегодня малый и средний бизнес не имеет отношения к реализации ФЦП, так как строительством занимались крупные игроки, которые были связаны с госорганами «полукоррупционными отношениями».

Экономический обозреватель Алексей Тихонов предполагает, что с переходом на формат госпрограммы будет выстраиваться квазисоветская система типа «Родина сказала: “Надо!”». Как это было при строительстве Крымского моста и аэропорта в Симферополе. Тихонов считает, что найти хорошего подрядчика, обладающего необходимым техническими мощностями и кадрами, в Крыму другим способом сложно. Прежде всего это связано с риском санкций.

Единственные, у кого возникнут проблемы с ликвидацией федеральной целевой программы, будут «чиновники, которые неправильно управляли этими процессами». Нехорошая крымская тенденция видна издалека: все кураторы ФЦП были арестованы. Виталий Нахлупин, выстроивший полноценную организованную преступную группу на полуострове, и Олег Казурин давно получили сроки по уголовным делам о коррупции и махинациях с бюджетом.

– Понятно, что у Москвы накапливалось недовольство, и теперь оно вылилось в трансформацию финансирования. На 80–90 процентов нынешнее решение федерального центра связано с арестом Кабанова, – уверен Бекиров.

Напомним, в конце сентября прошлого года задержали очередного куратора крымской федеральной целевой программы, теперь уже экс-вице-премьера Крыма Евгения Кабанова. В отношении Кабанова, а также бывшего крымского министра строительства Михаила Храмова возбудили уголовное дело. При этом Кабанов свою вину не признаёт. В суде он заявил, что, «возможно, пропустил вопрос ценообразования, но к хищениям не причастен».

Обвинение инкриминирует ему и Храмову причинение ущерба на сумму 57,5 млн рублей.

К тому же у Москвы всё ещё остаётся много вопросов к Евпатории, где реализовывается несколько крупных объектов ФЦП: уже отстранённая от должности экс-глава горсовета Олеся Харитоненко находится под пристальным вниманием силовиков. Следующим может стать мэр Роман Тихончук. А в первые дни нового года прошла череда задержаний руководителей компаний, связанных с подрядами на госстройках.

Интересно, что в связи с повышенным контролем со стороны Москвы за исполнением ФЦП многие фирмы, которые участвовали в этих программах, закрыли юрлица в конце этого года.

Руслан Микаилов

По материалам: «Октагон»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru