Для осужденных на исправработы построили 186 спеццентров
В России создано уже 186 исправительных центров для тех, кто приговорен к принудительным работам. Они рассчитаны на 15,5 тыс. человек. Об этом «Известиям» сообщили в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН). Осужденных, которые живут в этих центрах, привлекают к работе на стройках, в сельском хозяйстве и на промышленных предприятиях. В ближайшие годы число мест в исправительных центрах планируют довести до 110 тыс. Бизнес очень заинтересован в таких работниках, считают в ведомстве. Они востребованы в отраслях, наиболее пострадавших от оттока мигрантов, соглашаются эксперты. «Известия» разбирались, поможет ли привлечение осужденных ликвидировать дефицит рабочей силы в экономике, который, по разным оценкам, составляет от 800 тыс. до 2,5 млн человек.
Вакантное место
На сегодняшний день в России создано уже 186 исправительных центров, в которых живут люди, приговоренные к принудительным работам. В подобных центрах могут быть размещены свыше 15,5 тыс. человек. Из них 77 учреждений на 7,6 тыс. мест созданы в 2021 году. Об этом «Известиям» сообщили в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН).
Активно обустраиваются общежития для таких людей и на базе промышленных предприятий. Если в прошлом году такие общежития были рассчитаны всего на 715 человек и существовали в 11 регионах, то сегодня в них уже 4,5 тыс. мест, и созданы они в 37 регионах. Осужденные могут переселиться в эти общежития из исправительных учреждений и работать на конкретных предприятиях.
Во ФСИН объясняют такой стремительный рост числа исправительных центров «всё большим интересом» бизнес-сообщества к использованию труда людей, приговоренных к исправительным работам. «Поэтому в 2022 году планируется кратное увеличение размещения осужденных к принудительным работам», — подчеркнули во ФСИН.
— Минюст России на постоянной основе ведет работу по расширению сети исправительных центров. До конца 2022 года планируется создать еще 35 тыс. таких мест, — отметили в ведомстве.
К 2024 году их количество намерены довести до 100 тыс., а затем — до 110 тыс., добавили там.
В поля и на стройки
ФСИН считает перспективным привлекать осужденных к работам в сельском хозяйстве, строительстве, легкой промышленности и других развивающихся сферах экономики, рассказали «Известиям» в службе. В Минюсте в качестве иллюстрации сотрудничества с бизнесом привели соглашение о создании исправительных центров на предприятиях холдинга «Уралхим», подписанное в декабре 2021 года.
В рамках этого соглашения на предприятиях «Уралхим» и «Уралкалий» осужденные могут заниматься ремонтом и строительством, погрузкой и разгрузкой, административной работой. После окончания срока принудительных работ они смогут по желанию продолжить работать в компаниях, рассказали «Известиям» в холдинге.
Еще раньше с осужденными начали сотрудничать аграрии. К примеру, в Московской области их привлекали к сельхозработам. А в Чувашии такие работники приводили в порядок общественные пространства и занимались уборкой территорий городов.
Осужденных привлекают к работам в сферах, где наблюдается нехватка мигрантов. Однако полностью заменить ими иностранную рабочую силу не получится, считает директор Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» Елена Береговая.
— На фоне демографической ямы и отсутствия мигрантов в некоторых сферах наблюдается настоящий кадровый голод. Особенно это касается отраслей, в которых традиционно были заняты мигранты, — строительства и сельского хозяйства. По разным оценкам, дефицит рабочей силы составляет от 800 тыс. до 2,5 млн человек. Поэтому, даже если ФСИН удастся привлечь к работам на предприятиях 100 тыс. человек, это всё равно будет капля в море, — считает эксперт.
Тем не менее эта инициатива похвальна, добавила она. Бизнес заинтересован к кадрах на фоне дефицита, а для самих граждан, отбывающих наказания в виде принудительных работ, она дает возможность освоить новую профессию.
Курс на трудотерапию
Работодатели заинтересованы привлекать граждан, направленных на принудительные работы, для трудоустройства на своих предприятиях и тем самым получать квалифицированных и дисциплинированных работников, говорят в Минюсте.
Граждане, в свою очередь, получают возможность трудиться по специальности, получать достойную зарплату и адаптироваться к гражданской жизни, отметили в ведомстве.
Наказание в виде принудительных работ применяется в России с января 2017 года. С 2020 года стало возможным создание участков исправительных центров на предприятиях.
Сейчас из 359,6 тыс. человек, находящихся в исправительных учреждениях, более 180 тыс. имеют право на замену лишения свободы наказанием в виде принудительных работ и могут быть направлены в исправительные центры, уточнили в Минюсте.
Чтобы активизировать этот процесс, Минюст выступил с законодательной инициативой. В январе 2021 года в правительство был направлен проект закона, который упрощает применение условно-досрочного освобождения (УДО) для людей, отбывающих наказание в виде принудительных работ.
Проект федерального закона предполагает, что осужденному, который претендует на УДО, будут засчитывать общий срок наказания — он не станет исчисляться заново при замене лишения свободы принудительными работами. Сейчас при смене наказания на более мягкое осужденному обнуляют срок, проведенный им в местах лишения свободы.
Если законопроект примут, то количество желающих заменить наказание на принудительные работы должно вырасти, поскольку многие осужденные не соглашаются на замену именно из-за обнуления срока, считает член Ассоциации юристов России Тимур Эшпулатов.
Инициатива Минюста вполне логична — целью наказания является не унижение достоинства личности или исключение ее из социума, а восстановление социальной справедливости в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, соглашается управляющий партнер «Легес Бюро» Мария Спиридонова. Однако, чем дольше личность находится вне общества, тем сложнее ей потом снова социализироваться, что может вызывать негативные последствия, вплоть до совершения новых преступлений, заключила она.
Вероника Кулакова
По материалам: “Известия”