Как регионы после очередей поменяли тактику помощи при COVID

С распространением омикрон-штамма регионы столкнулись с перегрузкой системы здравоохранения, и Минздрав выпустил приказ об изменении порядка оказания медпомощи. Как это изменило ситуацию с лечением коронавируса — разбирался РБК

pixabay.com

В конце января — начале февраля в связи с распространением «омикрона» в регионах существенно увеличилась нагрузка на поликлиники. Пользователи соцсетей активно выкладывали фотографии длинных очередей у медучреждений. В связи с этим глава правительства Михаил Мишустин призвал упростить процедуры записи к врачу, выдачи заключений и рецептов, а также избавить медперсонал от бумажной работы. 4 февраля Минздрав обновил порядок оказания медицинской помощи для пациентов с СOVID, а также разрешил привлекать к работе медучреждений студентов колледжей и университетов.

Это было сделано в ответ на изменение течения болезни при новом штамме, объяснил РБК помощник министра здравоохранения Алексей Кузнецов: у многих заболевание протекает в легкой или бессимптомной форме, но при этом выросла доля амбулаторных пациентов.

Что меняет для пациентов приказ Минздрава

Ключевое новшество — первичная диагностика больных с COVID-19, а также открытие и закрытие больничных проводятся дистанционно.

Диагностику состояния больного с подозрением на коронавирус региональные медучреждения должны проводить с помощью телемедицины, звонка или по видеосвязи.

После диагностики медработник, руководствуясь памяткой с типовыми случаями течения заболевания у взрослых и детей, принимает решение, оставить пациента лечиться на дому, организовать очное посещение врача или госпитализировать.

Диагноз «коронавирусная инфекция» врач устанавливает, если у пациента есть положительный результат ПЦР-теста либо экспресс-тест на антиген, сделанный медработником.

Экспресс-тесты для самотестирования по-прежнему не служат основанием для постановки диагноза.

Больной с ОРВИ или коронавирусом дистанционно получает больничный сроком на семь дней.

Закрытие больничного также происходит дистанционно после повторной консультации с медиком, получать отрицательный ПЦР не требуется.

Если у пациента остаются жалобы на самочувствие, больничный может быть продлен еще на неделю по результатам очного приема у врача, который при необходимости может взять мазок для ПЦР-теста или сделать экспресс-тест на месте.

По новым критериям пациент считается выздоровевшим, если его уровень сатурации (насыщение крови кислородом) выше 96%, а температура меньше 37,2 градуса.

РБК опросил крупные регионы, в том числе те, где были очереди в поликлиники, как изменилась ситуация после начала действия нового порядка оказания медпомощи. На вопросы РБК ответили власти Москвы, Ленинградской, Нижегородской, Орловской, Курской областей, Башкирии, Удмуртии, Приморского и Пермского краев. На момент написания материала РБК не получил ответа от Санкт-Петербурга, Хабаровского края, Новосибирской, Ярославской, Свердловской, Смоленской и Ростовской областей.

Как регионы вводят электронный больничный

Представители девяти регионов сообщили РБК, что перестроили работу местных систем здравоохранения, в восьми регионах начали выдавать больничные дистанционно.

В Москве, Нижегородской и Орловской областях электронные больничные начали выдавать с конца января, рассказали РБК представители властей этих регионов, и приказ Минздрава лишь узаконил эту практику. Как рассказал РБК глава Минздрава Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов, только за один день, 9 февраля, на горячую линию по коронавирусу 122 поступило 36 тыс. звонков от жителей Нижегородской области, подавляющее большинство просило открыть больничный лист. В пресс-службе правительства Ленинградской области отметили, что, по предварительным данным, от 10 до 15% больничных сейчас выписываются в электронной форме. Власти региона рассчитывают, что эта доля вырастет.

К середине прошлой недели в Орловской области дистанционно было открыто более 1 тыс. листков нетрудоспособности и примерно аналогичное число было закрыто, сообщил РБК глава областного департамента здравоохранения Станислав Шувалов.

Как студентов привлекают на лечение коронавируса

Согласно приказу Минздрава, штат медучреждений может быть расширен за счет учащихся при следующих условиях.

К оказанию скорой медицинской помощи допускаются учащиеся выпускных курсов колледжей по специальности «лечебное дело», учащиеся вузов по специальности «клиническая медицина», «сестринское дело» после прохождения 36-часовых курсов. В таком случае студентов трудоустраивают в качестве среднего медперсонала, оказывать скорую медицинскую помощь они могут под контролем врача-специалиста.

К дистанционной диагностике заболеваний допускаются учащиеся, окончившие три курса и более по специальности «клиническая медицина» и др. Им не требуется сдавать экзамен. Для оказания помощи дистанционно допускаются также учащиеся выпускных курсов аналогичной специальности колледжей после прохождения 36-часовых курсов.

Для забора биологического материала для лабораторных исследований на COVID-19 и его транспортировки допускаются люди без медицинского образования, но после прохождения обучения на рабочем месте. В этом случае они устраиваются на должность младшего медперсонала.

Представители семи регионов передали РБК данные о том, сколько студентов они привлекли для борьбы с COVID-19. Максимальным это число оказалось в Башкортостане — 3 тыс. человек, или почти 17% от общей численности врачей в медучреждениях региона. При этом во всех субъектах пояснили, что, несмотря на привлечение студентов, врачи-терапевты поликлиник будут продолжать оказывать помощь, связанную с респираторными заболеваниями и коронавирусной инфекцией.

Помогли ли изменения сократить очереди в поликлиниках

Представители властей регионов, отвечающие за здравоохранение, утверждают: за прошедшую неделю снизилось число очных обращений в учреждения здравоохранения, но в некоторых регионах признаются, что значительным его считать нельзя.

В Курске больше всего обращений поступает в две городские поликлиники. Первая обслуживает в день около 800 вызовов на дом, а на прием приходят более 1,5 тыс. пациентов. Другая обеспечивает 850 вызовов врачей на дом, очно приходят около 500 человек ежедневно. «В среднем на одного врача-терапевта в городских поликлиниках приходится 55 вызовов на дом, а один врач на приеме осматривает не менее 60 человек», — сообщила РБК председатель комитета здравоохранения Курской области Екатерина Письменная. Она добавляет, что существенного снижения обращений к середине недели не произошло.

Как сообщили РБК в департаменте здравоохранения Москвы, за последнюю неделю медики 780 тыс. раз контактировали с больными ОРВИ и коронавирусом, поликлиники работают без выходных и до последнего пациента. В московских поликлиниках предусмотрен спецвход для пациентов с симптомами заболевания, выделены помещения, которые изолированы от других частей здания. На выходе медработники выдают пришедшим респираторы и проводят экспресс-тест, пациентов с положительными и отрицательными тестами разводят по разным блокам поликлиники, сообщили в ведомстве.

В Орловской области остаются пациенты, которые не могут проконсультироваться с врачом дистанционно, поэтому часть приходит очно, говорит Шувалов. На сегодняшний день очереди в регионе есть, но они стали меньше, чем неделей ранее. «Ожидание приема в ряде поликлиник составляет от 15 до 30 минут, где-то приближается к часу, но мы стремимся это количество уменьшить за счет дистанционной консультации», — объяснил он РБК.

О том, что за неделю действия приказа Минздрава произошло лишь незначительное снижение очных обращений в поликлиники, РБК сообщили также в минздраве Приморского края. Люди идут в поликлиники, чтобы их осмотрел врач, даже при легком ОРВИ, с температурой 38 градусов вызывают скорую помощь, многие боятся ковида, особенно те, кто переболел ранее, говорят в ведомстве. «Сегодня только с подтвержденным диагнозом COVID-19 на дому лечится около 16 тыс. человек, еще столько же с ОРВИ. При такой нагрузке наша задача — не упустить тех пациентов, кому действительно нужна помощь врача и контроль лечения», — добавили в краевом министерстве.

Загруженность региональных поликлиник и очереди начала прошлой недели были связаны с тем, что часть переболевших, а также контактные люди еще были вынуждены закрывать больничный очно, объясняет Алексей Кузнецов. Сейчас Минздрав видит изменение ситуации в положительную сторону из-за введения нового порядка работы с пациентами, время ожидания помощи также сократилось, считают в министерстве.

Делать сортировку больных и оставлять тех, кто может лечиться на дому и не приходить в поликлинику, — вынужденная мера, полагает ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. «Сейчас другого выхода нет, так как поток пациентов огромный. Также нельзя забывать об уже сложившемся до пандемии дефиците врачей. Кроме того, примерно треть медработников сейчас болеет на фоне распространения «омикрона», — сказала она РБК. При этом Улумбекова отмечает, что в такой ситуации пациенты должны хорошо знать, при каких состояниях нужно вызывать врача, скорую помощь и т.д.

Какие из изменений стоит сохранить после пандемии

Опрошенные РБК эксперты считают, что некоторые внедренные Минздравом решения можно оставить и применять после окончания пандемии. К примеру, оставить допуск к оказанию помощи в качестве среднего медперсонала для студентов старших курсов колледжей и медвузов. По мнению декана факультета управления в медицине и здравоохранения РАНХиГС и бывшего вице-мэра Москвы по социальным вопросам Леонида Печатникова, таких студентов можно допускать к сестринской практике по любым заболеваниям. Это позволит учащимся практиковаться и устранит дефицит медработников. Особенно их не хватает на ночных дежурствах, сообщил он РБК.

Также, по его мнению, логично оставить процедуру закрытия больничного в электронной форме. «Сидеть в очереди с риском заразиться еще раз, чтобы сделать эту процедуру, глупо. Что касается его открытия, то вопрос непростой, не думаю, что работодатели будут от этого в восторге, процедуру не стоит оставлять на постоянной основе», — считает Печатников.

На федеральном уровне в будущем необходимо определить список состояний и ситуаций, в которых можно и нельзя устанавливать диагноз с помощью телемедицины, считает директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. «Некоторые ситуации будут нести риски неверной постановки диагноза без осмотра. Однако при некоторых состояниях психиатрических, дерматологических, кардиологических заболеваний достаточно удаленной консультации», — резюмировала эксперт.

Егор Губернаторов

По материалам: “РБК”

Ранее

В Госдуме обсудят снижение максимальных ставок по микрозаймам вдвое

Далее

Экономика в трубу

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru