Бизнес попросил смягчить контроль отпуска топлива на АЗС
Представители российского бизнеса попросили смягчить контроль за точностью отпуска топлива на заправках, так как выдвигаемые к АЗС требования могут оказаться невыполнимыми. Об этом говорится в письме президента Независимого топливного союза (НТС) Павла Баженова в Госдуму от 14 февраля (есть у «Известий»). С 1 января 2024 года допустимая погрешность при недоливе должна снизиться с 0,5 до 0,25%. При этом в проекте нового КоАП уже предусмотрены повышенные штрафы за нарушения АЗС — не менее 500 тыс. рублей вместо нынешних 100 тыс. Представители заправочной отрасли считают, что в России нет достаточного для этого оборудования, оснащение АЗС окажется слишком дорогим, а увеличенные штрафы — непосильными. С такой оценкой не согласились в Росстандарте и производители оборудования. Они отмечают, что ужесточение правил улучшит контроль за отпуском топлива, а новое оборудование будет доступным для всех заправок.
Стандартная ситуация
С 1 января 2024 года в России будет в два раза сокращена допустимая погрешность при отпуске топлива — до +/- 0,25% вместо нынешних +/- 0,5%. Как писали «Известия», соответствующий ГОСТ разрабатывал Росстандарт.
— Нужно учитывать, что материальные условия для реализации с 1 января 2024 года более строгих требований к точности налива топлива не созданы. Заводами-изготовителями не налажено производство топливораздаточных колонок (ТРК), — говорится в письме НТС.
В союзе отмечают, что даже если начать производство новых ТРК уже сегодня, на переоснащение всех действующих АЗС потребуются годы, а в условиях текущей экономической ситуации на российском топливном рынке такая масштабная модернизация окажется непосильной для большинства операторов. Ситуация осложняется для владельцев заправок и тем, что в проекте нового КОАП, который разрабатывает Минюст, предусмотрены повышенные штрафы за нарушения АЗС — 1% от оборота, но не менее 500 тыс. рублей вместо нынешних 100 тыс.
— Предусмотренные в проекте санкции в совокупности с новыми требованиями к предельно допустимой погрешности налива для подавляющего большинства независимых топливных компаний фактически станут губительными, существенно подрывающими их финансовое положение, что потенциально может привести к массовому закрытию АЗС, — говорится в письме.
Член комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич подтвердил «Известиям» получение письма НТС и отметил, что по итогам его рассмотрения планируется направить руководителю Росстандарта Антону Шалаеву запрос на проведение межведомственного совещания по возможным последствиям принятых решений.
Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша сказал «Известиям», что важно понимать разницу между погрешностью при отпуске топлива в +/- 0,5% и недоливом.
— При недоливе нарушители умышленно заливают покупателям заниженный объем топлива, чтобы извлечь выгоду мошенническим способом. И с этим явлением необходимо бороться, как и положено бороться с мошенниками. Но не путем повышения точности отпуска топлива через топливораздаточное оборудование АЗС, которое на сегодняшний день, с учетом условий эксплуатации, находится на минимально достижимых значениях. Повышение точности отпуска с 0,5 до 0,25% для потребителя пройдет абсолютно незаметно. 0,25% — это чайная ложка на 10-литровую канистру, — отметил он.
Для разработчиков топливораздаточного оборудования обеспечение такой точности во всем температурном диапазоне работы означает повышение стоимости оборудования в разы, добавил Евгений Аркуша. РТС последовательно выступал против новых требований, они обяжут представителей бизнеса идти на огромные и неоправданные издержки, которые в конечном счете могут привести к подорожанию топлива, заключил эксперт.
Генеральный директор ООО «ЭдАн Инжиниринг», владелец торговой марки оборудования для АЗС НАРА Эдуард Анимаев пояснил «Известиям», что технически колонки с погрешностью 0,25% отличаются более современным ПО и датчиком температур, который регулирует корректировки объема отпуска топлива. В итоге вне зависимости от жары и морозов ТРК сможет точно контролировать нужные объемы отпускаемого топлива.
В среднем, по словам Эдуарда Анимаева, одна ТРК обойдется владельцу АЗС в 500 тыс. – 1 млн рублей. Представитель отрасли отметил, что российские производители провели необходимую модернизацию и готовы обеспечить нужные объемы нового оборудования, разница в цене между старыми и новыми ТРК не будет существенной.
Дорогого стоит
Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев сказал «Известиям», что из 23 тыс. АЗС страны в обновлении оборудования в первую очередь нуждаются независимые сети, то есть около 15 тыс. заправок.
— Учитывая среднюю стоимость новой колонки, в масштабах страны модернизация может стоить более 60 млрд рублей, — подсчитал он.
Представители бизнеса также обеспокоены возможным ужесточением штрафов. По словам управляющего партнера саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерины Савкиной, штраф в 500 тыс. рублей будет очень ощутим для любой АЗС.
— Так как штраф оборотный, то применительно ко многим заправкам эта сумма может быть существенно выше, потому что 500 тыс. рассчитаны из минимально-рентабельного объема продаж, — заметила она.
Учитывая, что в 2021 году АЗС работали в убыток, увеличенные штрафы могут привести к банкротству заправок, добавила Екатерина Савкина.
В Минэнерго и Минпромторге «Известиям» рекомендовали обратиться в Росстандарт. В федеральной службе отметили, что новые требования выполнимы и не приведут к негативным последствиям для бизнеса, особенно с учетом длительного трехлетнего переходного периода, который предоставлен владельцам АЗС для приведения оборудования в готовность — постановление правительства с новыми правилами было принято еще в ноябре 2020 года.
В Росстандарте также подтвердили, что сегодня производственные мощности в РФ по выпуску колонок с пределами допускаемой погрешности ±0,25% невелики, но это обусловлено тем, что такая задача поставлена недавно и требует капиталовложений и модернизации производств.
При этом в федеральном агентстве подчеркнули, что замена оборудования не станет единственным возможным решением для АЗС. Большое количество эксплуатируемых колонок сможет подтвердить соответствие новым требованиям после незначительной их доработки, а для некоторых из них вмешательства в конструкцию может не потребоваться совсем.
Для владельцев такого оборудования есть два варианта приведения их в соответствие новым стандартам: модернизация с проведением испытаний для подтверждения их характеристик или же замена, заключили в Росстандарте.
Введение оборотных штрафов за недолив топлива позволит минимизировать мошеннические действия со стороны сотрудников АЗС, выражающиеся в несанкционированной перенастройке оборудования на заправках, и никаким образом не отразится на добросовестных компаниях, заключили в службе.
Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что оптимальным решением обновления инфраструктуры АЗС страны могло бы стать стимулирование производства в России нового оборудования.
Валерий Воронов
По материалам: “Известия”