Как работает новая схема продажи газа
Указ о переводе расчётов за газ с покупателями из списка “недружественных” стран на рубли президент Владимир Путин подписал в конце прошлой недели. Новые правила вступили в действие 1 апреля, а первые расчёты должны осуществляться уже во второй половине этого месяца. Схема довольно простая и довольно комфортна для европейцев, в указе она уложилась всего в один абзац.
Для начала европейский импортёр открывает в “Газпромбанке” два специальных счёта типа К: валютный и рублёвый. Потом он перечисляет евро за купленный газ на валютный счёт. “Газпромбанк” продаёт полученную сумму на Мосбирже и перечисляет полученные за валюту рубли на рублёвый счёт. С него деньги переводятся на рублёвый счёт продавца — “Газпрома”.
— Фактически для европейцев в схеме оплаты газа ничего фундаментально не изменится, — отмечает Николай Щеглов из “Глобал финанс групп”. — То есть европейцы фактически продолжат и дальше платить за газ в своей валюте, действующие контракты переписывать не придётся. А далее уже “Газпромбанк” будет менять валюту на рубли и перечислять их “Газпрому”. То есть действующие контракты не нарушены, а бюджет получит рубли. Кроме того, у правительства ещё есть возможность выдавать специальные разрешения для продажи газа без соблюдения этого указа.
Газ за рубли: последствия для Европы и России
Как декларировалось с самого начала, новая схема была задумана вовсе не для того, чтобы кого-нибудь уязвить, а чтобы из-за санкций страна не оказалась без долларов и евро за проданный товар. Как отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, она будет распространяться и на другие товары, подлежащие экспорту.
Я не сомневаюсь, что в дальнейшем эта схема будет распространяться и на новые группы товаров. И она будет занимать всё больше и больше места в наших внешнеторговых отношениях — Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ.
Как же изменение схемы оплаты гарантирует России безопасность? Новая схема купирует и риск заморозки средств в расчётах. Как это случилось при заморозке части золотовалютных резервов ЦБ. Фактически “Газпромбанк” и Мосбиржа становятся платёжными агентами “Газпрома” и находятся полностью в российской юрисдикции. Кроме того, после того, как схема начнёт работать, “Газпромбанк” получает защиту от любых возможных санкций.
— Фактически “Газпромбанк” становится “платёжным окном” России в Европу, — говорит экономист Ольга Салихова. — Этаким проводником связей российского бизнеса с внешним миром, через который будут идти и другие платежи. Ведь банк может замаскировать конечных бенефициаров и поможет обходить санкции.
Кроме того, “Газпромбанк” сможет фактически выполнять функцию ЦБ по стабилизации курса рубля на Московской бирже, который уже укрепился практически до значений февраля. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий уже заявил со ссылкой на курс рубля, что “санкции, которые мы до сих пор наложили на Россию, не действуют”.
Рублёвые платежи: почему начали с газа?
Впрочем, пока ни один из европейских политиков вслух не одобрил новый порядок расчётов. Однако Россия практически безболезненно сможет это пережить, “перекрыв несогласным газовый вентиль”. По статистике, Россия зависит от газа вдвое меньше, чем от нефти: удельный вес экспорта нефти в общем объёме российского экспорта в 2021 году составил 22,4%, природного газа — 11,3%. Ключевыми для российского бюджета являются именно нефть и нефтепродукты. По данным ФТС, в прошлом году на их долю пришлось 180 млрд долларов, а на долю природного газа — 64 млрд долларов. Поэтому отключение некоторых потребителей от газовой трубы будет вполне терпимо для бюджета. Тем более что Европа постоянно заявляет о планах по полному отказу от российского газа. Но сразу она это сделать не сможет.
— Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), российский газ в настоящее время обеспечивает 45% европейского газового импорта, — отмечает Щеглов. — Быстро снизить объём закупок у России (согласно плану МЭА, он должен уменьшиться с нынешних 155 млрд кубометров в год до 55 млрд) не получится. Впрочем, и России нужно время, чтобы иметь возможность перенаправить газ в других направлениях (например, в Китай и Индию).
Согласно расчётам Bloomberg, в нынешнем году Россия заработает на экспорте энергоносителей на треть больше, чем в прошлом, — почти 321 млрд долларов. Так что поле для будущего торга есть.
Александра Баязитова
По материалам: “Life”