«Я эволюционер, а не революционер», – говорит о себе «народный мэр» Севастополя Алексей Чалый.
В России его называют «тот, в свитере, из Севастополя». Он единственный из крымской делегации приехал на официальное мероприятие по воссоединению Крыма с Россией не в деловом костюме.
– Выезжали мы срочно, секретно, нам даже не сказали, что будет за мероприятие. Да и времени не было на переодевания – были очень тяжелые дни. Путь в Москву был длинным и беспокойным. Представляете – два борта «сепаратистов»! – делится с «Собеседником» Андрей Семенов, друг Чалого, возглавляющий его службу безопасности. – Зная Алексея, историю его семьи, могу сказать, что объединение Севастополя и России – для него это никакой не официоз и не геополитика. Это что-то его очень личное, к чему он шел последние 23 года.
За несколько месяцев Алексей Чалый стал самой известной личностью в Крыму. Больше того, он стал символом надежды для жителей Севастополя.
Команданте Ча
Сувенирные футболки с портретом Чалого и надписью «Команданте Ча» – как напоминание о недавних бурных революционных днях. Севастополь – не тот город, где «Правый сектор» мог поставить людей на колени. В ответ на его заявление «Севастополь, встречай «поезд дружбы», 23 февраля несколько тысяч горожан вышли на главную площадь. Кто-то прокричал имя Чалого. Он сказал в микрофон не больше 20 слов, и вся площадь провозгласила его «народным мэром».
– Алексей, можно сказать, вырос среди живой истории и не забыл об этом ни когда стал взрослым, ни когда заработал свой первый миллион, ни когда в новой Украине вдруг стали переписывать советскую историю и менять местами героев и антигероев, – рассказывает Андрей Семенов.
Дед Чалого – вице-адмирал Василий Филиппович Чалый, участник Великой Отечественной войны, командующий эскадрой Черноморского флота, был награжден орденом Ленина и пятью орденами Красного Знамени. Сам Алексей Чалый, окончивший военное училище, тоже должен был стать офицером. Но, наверное, сказались гены отца, известного ученого и изобретателя. В 1987 году, уже будучи выпускником приборостроительного института, Алексей Чалый пришел работать в лабораторию НИИ.
Во время перестройки Чалый организовал научно-производственное предприятие «Таврида Электрик». Подвал, где несколько человек собирали выключатели, со временем вырос в огромную корпорацию, объединяющую 70 предприятий. Чтобы не платить огромные взятки и не делиться бизнесом, Чалый перевел свое производство в Россию.
Почти никто в городе не знал, что Алексей Чалый на свои деньги строит в Севастополе Мемориальный комплекс 35-й береговой батареи, героически оборонявшей город в дни войны. Алексей спонсировал работу историков, документальные фильмы, книги о Севастополе. Он даже наладил выпуск школьных дневников с информацией об улицах города, знаменитых людях и важных событиях Севастополя.
Ночлег для «народного мэра»
– Я эволюционер, а не революционер, – любит повторять Чалый. Хотя многие считают его именно революционером. В феврале 2014 года историк-любитель Алексей Чалый и сам стал одним из тех, кто творил историю. В эти дни большинство «народных мэров» на Украине было арестовано за «измену и сепаратизм». Но не он.
– Арестовывать его приезжали прокурор города, начальник милиции, глава городского СБУ (украинский аналог ФСБ), – вспоминает депутат горсовета Владимир Тюнин. – Когда они подъехали, Чалый через другой выход вышел к толпе и встал среди них. Я подвел прокурора к окну, за которым стояли тысячи севастопольцев, и сказал: «Вы их видите? Теперь пойдите и заберите у них Чалого». После этого он развернулся и молча вышел из кабинета.
Севастополь в те дни оказался, по сути, в блокаде. На первоочередные нужды города Алексей Чалый перечислил в бюджет 100 млн гривен (400 млн рублей) личных денег. Кроме того, он взял на себя выплату довольствия военным, взявшим сторону России.
– Чалого могли не только арестовать, но и убить, – вспоминает Андрей Семенов. – Помню, каких трудов нам стоило заставить Алексея надеть бронежилет и ходить по городу только в нем! Ни одной ночи он не ночевал на одном месте – оставалась вероятность ареста.
Очень многие севастопольцы, несмотря на риск, готовы были дать ночлег своему «народному мэру». Бабульки несли в администрацию «для Чалого» пирожки и вязаные носки.
Революция, без единого выстрела воссоединившая Крым с Россией, завершена. «Народный мэр» Алексей Чалый освободил место главы города. Теперь он руководит Агентством стратегического развития города, как говорят, специально созданным под него Путиным.
Алексей Чалый не похож ни на одного из политиков нашего времени. Он так и остался интеллигентом в свитере, для которого слова «честь», «любовь», «память предков» – не просто слова.
Илья Богданов