Эти машины времени задают цикличность спада и подъема мировой экономики, инновационных прорывов и научно-технологических кризисов.
История человечества имеет два локомотива прогресса – мир и войну.
Эти машины времени задают цикличность спада и подъема мировой экономики, инновационных прорывов и научно-технологических кризисов, ускоривших распад Российской Империи и Советского Союза.
Угроза для исторической памяти
Историки часто говорят, что непрерывность исторического познания играет в обществе ту же роль, как и память в жизни и деятельности индивида. Человек, утративший историческую память, распадается как личность, он перестает отождествлять себя с самим собой и окружающим миром.
Основой устойчивости государственного управления в эпоху социальных потрясений и революций служит усвоение всеми поколениями граждан прошлого опыта, необходимое для понимания настоящего и предвидения будущего страны.
Ныне технология познания служит оружием острой борьбы за источники силы духа и нового знания против диверсантов и агентов влияния в образовании.
Как и в застойные 70-е годы, в наши дни отечественные ученые отражают атаки владеющих стратегической инициативой фальсификаторов истории.
На пике дискуссий по Единому учебнику истории Центр политической информации Алексея Мухина констатирует: история утратила воспитательную функцию, вместо этого она способствует формированию в молодежной среде комплекса национальной неполноценности, разрыву связей между поколениями, популярности идеологии сепаратизма и национализма, религиозного экстремизма.
Свои учебники истории США и Евросоюз превратили в священные книги, в которых прописаны “вечные истины”. Там есть свои ступени развития: Англия породила Хартию вольностей, затем Франция выступила со своей Великой Революцией “свободы, равенства и братства”, а на третьей, высшей ступени сегодня стоят США – светоч демократии и прогресса. Для СССР и РФ Запад отводит презрительные эпитеты: “полуголодный газовый край” или ”империя зла”.
Одновременно интеллектуальный ресурс исторического образования, – способности и потребности человека к получению инноваций из прошлого опыта, искусно обнуляется ФЗ “Об образовании в РФ”, иссушающим источники исторического знания. Диверсии такого сорта эффективно разоружают конкурента, внедряющего в производство реверсные инновационные технологии.
Искомый результат был достигнут при замене традиционного исторического познания, имеющего цель научить школьника добывать знания самостоятельно (владеть удочкой), на концентрическое получение информации, где с 5-го по 9-й класс он осваивает, а затем в 10 и 11 классе повторно запоминает одни и те же клипы знания. Ученик здесь получает навык, как брать рыбу из рук хозяина.
Указанная система направлена против аксиомы педагогики, – без трудового воспитания патриотом не становятся и образования не получают.
Трудно поверить, что автор концентрической системы, имеющий профильное университетское образование и полный набор научных регалий, по своей воле упразднил межпредметные связи истории с литературой, географией и другими, в том числе естественнонаучными дисциплинами.
Энергия времени
Энергию времени история черпает в источниках творческих сил, рождающих новые знания. Главным ресурсом прорыва плана ГОЭЛРО, первых пятилеток, атомного и ракетного проектов было патриотическое вдохновение.
Подсознательное чувство любви к Отечеству, вместо разрушительной ненависти, концентрирует созидательный труд на идеале человека.
Труд и патриотизм – понятия равнозначные. Любят то, над чем, и во имя чего трудятся, что достается трудом. Социалистическое соревнование и коллективный труд раскрыли потенциал “Трудовых резервов” в СССР и Кружков Контроля Качества (ККК) в японском «экономическом чуде».
Стержнем патриотического воспитания выступает усвоение гражданином РФ исторического опыта и героизма военных подвигов, достижений страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта с использованием технологий деятельностного подхода и теории поэтапного формирования умственных действий, апробированных в широкой области познавательных практик.
Падение челябинского метеорита среди множества вопросов высветило главное – готовность человека к коллективным действиям, жертвенность, мгновенность реакции к действиям в экстремальных ситуациях.
В СССР эти задачи выполнял комплекс “Готов к труду и обороне”.
Элемент самопожертвования присущ всякой когнитивной технологии.
Как источник творческого воображения, патриотизм помогает человеку расширить и обогатить свой опыт, раскрыть путь к инновационным проектам.
“Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение”, – говорит советский психолог Лев Выготский.
Яркий пример – открытие в 30-е годы вируса полиомиелита и клещевого энцефалита, уносившего на Советском Дальнем Востоке тысячи жизней.
Системный анализ ретроспективы, мониторинг историй болезни, прогноз эффективности защитных мер, проведенный вирусологами в те годы и сегодня служит самым высоким стандартом исторического познания.
Главным оружием победы в Олимпиаде 2014 стал проект государственной системы патриотического воспитания, связанный с именами ярких политиков – Юрия Ярова, Валентины Матвиенко и Владимира Путина. Воплощением проекта в жизнь явилось принятие в 2001 году первой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
Познание истории предмета
Индустриально – отраслевой прорыв ГОЭЛРО завершился через семь десятилетий исчерпанием интеллектуального и патриотического ресурса.
Закатом СССР была космическая гонка, помешавшая политикам услышать сигналы приближения новой эры постиндустриального мышления.
Практический опыт и логика истории междисциплинарных исследований направляют мысли инженера, педагога и ученого на использование в реверсных инновационных технологиях процессных когнитивных стандартов.
Очевидно, что в образовании содержание любой дисциплины должно пронизываться познанием истории предмета. На практике эту задачу решил только питомник Нобелевских лауреатов – МФТИ. По стандартам Физтеха в 1951 году было создано Высшее военно-морское училище Инженеров Оружия, из его стен вышел Маршал России Игорь Сергеев. Сегодня традиции этого вуза хранит инженерный факультет Севастопольского ЧВВМУ им. Нахимова.
Тупик образования в СССР наступил в 60-е годы, когда “физики”, победившие “лириков”, перестали учить детей мыслить и перешли к натаскиванию на готовые формулы, используя один артефакт механики – яблоко Ньютона.
Логику формализма в образовании венчает клиповая оценка знаний ЕГЭ.
Недавно в телепередаче о ЕГЭ на тему возврата к традиционной оценке образования Александр Адамский, ректор Института образовательной политики “Эврика”, попросил показать реверсную технологию хотя бы паровой машины.
Эпохальный конечный продукт тысячелетней деятельности человека состоит, подобно композиции кубика Рубика, из логических мозаик – идеи каменного топора, рычага Архимеда, колеса, лука, баллисты, ядра и ствола пушки.
Платформа этих идей подарила двигатель внутреннего сгорания, превратив позднее блок цилиндров в тор роторно-лопастного механизма ё-мобиля Прохорова.
Провал ЕГЭ объясним: за традиционным образованием стоит опыт веков – сын ошибок трудных произвола удалить из композиции всего одну мозаику.
Конечный продукт истории
“Ничто так не поучительно – пишет Петр Капица, – как заблуждение гения”. Источником новых знаний и объектом для научной разведки всегда были аварии и катастрофы, неудачные попытки решения сложных проблем.
Достоянием историков остается лишь протокол события, а его продукт, внутренняя драма, переживаемая человеком в экстремальной ситуации, забывается.
Моментом истины стал Чернобыль, показавший несовместимость стандартов старой системы образования и требований постиндустриальной эпохи.
Образование, по мысли героя ЧАЭС академика Валерия Легасова, отражает уходящий «технический», а не наступивший «технологический» период истории: раньше думали «что сделать», а теперь «как сделать».
По Марксу суть состоит в приоритетах экономик: продуктоцентризм индустриальной и технологоцентризм постиндустриальной эпохи.
Преимущество технологии – в открытости новым идеям. Напротив, понятие, характеризующее отраслевой продукт, творческую мысль делает ненужной.
Предмет спора психологов о достоинствах и недостатках инерционности отраслевого понятийного и мобильности “клипового” постиндустриального мышления исключается введением координаты исторического познания, расширяющего смысловой ряд понятия и концентрирующего клипы по их смыслу.
Сегодня наши политики чужды идей кибернетики и саентологии, большой системы и человеческого фактора, инжиниринга и приоритетной технологии, программирования и бюджетирования, рожденных Комиссией ГОЭЛРО для будущих поколений и апробированных на этапе плановой экономики.
Призрак новой индустриализации, который бродит по России, открыл охоту за идеями и понятиями объединения страны на новые десятилетия, что требует направить вектор исторического познания в глубину столетий и на современность.
Олег СЕРГЕЕВ,
кандидат технических наук, полковник,
эксперт Всероссийского фонда образования,
ветеран РВСН и ГРУ ГШ
Фото: deviantart.com